В Крыму строят мега-порт для китайцев

7 декабря 2013, 11:50
На крымском побережье китайцы будут строить порт с зернохранилищами

Плацдарм для порта. Вместо рекреационной зоны крымчане получат портово-промышленный район. Фото: М. Львовски

Уже в следующем году после окончательных согласований на берегу Черного моря возле поселка Фрунзе (в 6 км от Николаевки и 12 км от Сак) закипит строительство крупнейшего в Крыму порта. Меморандум о реализации этого масштабного проекта был подписан во время визита в Китай украинской делегации во главе с президентом Виктором Януковичем.

По словам гендиректора "Киевгидроинвеста" Алексея Мазюка (его организация будет помогать китайцам), проект нового порта для приема крупных сухогрузов предусматривает углубление акватории до 25 м: "Это уникальное сооружение, с помощью которого будут перераспределяться грузовые потоки с Востока в Европу. Проект будет реализован в режиме государственно-частного партнерства, которое четко регламентирует наше законодательство — Украина получит половину всего построенного".

Реклама

В районе Фрунзе появится несколько терминалов и зернохранилища вместимостью 20 млн тонн. "Ориентировочная цена строительства первой очереди проекта составляет три млрд долларов. Первая очередь будет реализована примерно через пять лет. Исходя из того, что расчетная мощность порта составляет от 140 млн тонн в год, только портовые и другие сборы будут приносить Украине не менее полутора миллиарда долларов в год", — пояснил Мазюк.

Для подавляющего большинства населения Крыма этот проект стал настоящей новостью, так как никаких публичных обсуждений этой темы и экспертизы возможной нагрузки на экосистему региона с целебными грязевыми озерами и десятками детских здравниц еще не обнародовали. А по мнению скептиков, риски могут быть очень серьезными: "Китайцы с нашей же подачи приговорили сакский курорт!"

"Для сравнения — на озере Донузлав прорыт 12-метровый канал. Его постоянно чистят от песка, который "вытягивается" из моря и скапливается там миллионами тонн. Канал в 25 метров будет затягивать весь песок от Углового до Донузлава, — считает замдиректора филиала Института стран СНГ Олег Родивилов. — Кроме того, предполагаемое строительство нескольких новых железнодорожных веток от Сак на Симферополь приведет к росту интенсивности ж/д транспорта — вагоны будут идти сплошным потоком".

Реклама

Олег Леонидович напомнил, что ранее украинские власти заявляли о намерении создать между Саками и Евпаторией рекреационный регион, сравнимый по масштабам с олимпийским Сочи: "Думаю, что эту идею можно перечеркнуть. Как курорт пострадает и Евпатория, о пляжах которой мы будем только вспоминать. Я уже не говорю о воздухе — при перемолке 140 миллионов тонн, даже если с каждого контейнера будет падать по пылинке, представляете, что будет с атмосферой?!".

Политолог Андрей Никифоров признается, что ему не совсем понятны резоны китайской стороны: "Для того, чтобы поток грузов дотянуть в крымский порт из Китая, нужно не только проделать морской путь, но и протащить через "игольное ушко" Босфора и Дарданелл, а потом, сделав круг, довезти в Европу. Поэтому организация такой мощной перевалочной базы была бы разумнее на Средиземноморье. Кроме того, у соглашения есть и другие мотивы, которые вовсе не обязаны совпадать с декларируемыми целями. Проекты такого масштаба носят не только экономический характер".

ТОЧКА ТРАНЗИТА

Реклама

Предназначение порта, по словам вице-премьер-министра АРК Рустама Темиргалиева, — это вывоз из Украины зерна и сельхозпродукции в Китай: "В свою очередь китайцы через Крым будут поставлять продукцию своих машиностроительных компаний на рынки Восточной Европы".