В Лозовой психологи боролись с нелепыми слухами

2 сентября 2008, 13:08
17 психологов университета гражданской защиты Украины 1 сентября вернулись из Лозовой. Несколько дней они выводили из состояния шока и паники больше 18 тысяч эвакуированных местных жителей.

фото предоставлено психологами

"Лозовчанам не хватало информации, которую бы им лично озвучивали чиновники — последние поначалу боялись выходить к людям, ожидали агрессии со стороны лозовчан. Поэтому и поползли слухи", — рассказала "Сегодня" майор службы гражданской защиты Светлана Лебедева.

28 августа около 10 утра по всему городу пронеслась весть, мол, все должны покинуть квартиры и дома, потому что спасатели готовят контрольный взрыв от которого может пострадать вся Лозовая. "Мы увидели, как неподалеку от эвакопункта из многоэтажки начали выбегать люди, — вспоминает Александр Тимченко, возглавлявший группу психологов. — Бросились к ним: что происходит? Но в первые минуты на нас никто не реагировал. Потом начали рассказывать о намеренном взрыве. Мы зашли в подъезд, начали убеждать людей, что не стоит бояться. Люди стали успокаиваться только тогда, когда мы сказали, что будем сидеть в их квартирах вместе с ними, если они не верят, что взрыва не будет".

Реклама

В Лозовой не была организована и эвакуация людей, говорят психологи, и это еще одна недоработка чиновников. Большинство попавших в эпицентр взрыва — старики, до пунктов эвакуации они шли сами, автобусов на всех не хватало. "По дороге идет бабушка с палочкой, каким-то небольшим пакетом, в который положила только то, что успела. Но несмотря на это пожилые люди вели себя очень спокойно, и все время твердили: "Не надо нам помогать, о молодых беспокойтесь". Они пережили войну, поэтому и вели себя спокойно", — говорит Александр Тимченко.

Пожилые люди больше всего переживали за брошенное дома имущество. Многие отпрашивались у начальников эвакопунктов сходить и взглянуть, как их дом. "Некоторые лозовчане приходили в эвакопункты с домашними питомцами, в основном — с собаками, очень беспокоились о живности, которую оставили дома. Один мужчина даже лошадь привел к школе, не хотел расставаться. Ее оставили неподалеку, на лужайке", — рассказываает Светлана Лебедева.

"ЗАКЛЕИВАЛИ РАЗБИТЫЕ ОКНА ПЛЕНКОЙ"
Сейчас люди подсчитывают убытки от взрывов и восстанавливают разрушенные дома, надеясь успеть к зиме. "У нас очень холодно, мы заклеили окно пленкой, но она не спасает, — рассказала "Сегодня" местная жительница Татьяна Дорошенко. — Вчера ходили в мэрию по поводу компенсации. Там нам сказали собирать документы на получение матпомощи. Делали опись того, что пострадало. Но нам хоть бы вставили стекла". Как рассказали "Сегодня" в пресс-службе Харьковской обладминистрации, суммы компенсации пока не известны — ждут распоряжения Кабмина.

Реклама

ЧЕМОДАН СПАСАТЕЛЯ
Во время взрывов свои дома покидали далеко не все лозовчане. Например, Владимир Котовский и не думал уходить в эвакопункт. "Отправили жен и детей, а сами с мужиками сидели, наблюдали взрывы. А потом спать пошли", — говорит мужчина, живущий неподалеку от злополучной воинской части.

Большинству же лозовчан, которые не так спокойно относились к взрывам, психологи помогали, используя специальный "чемодан спасателя". В обычной дорожной сумке, с которой они выезжают в эпицентр ЧП, больше 30 предметов. Обязательными среди них считаются одеяло, чай в пакетиках, лимоны, термос, кофе, одноразовые чашки и стаканчики, шоколад, поллитра коньяка, спички, сигареты, сахар. Из необычных вещей — диктофон и фотоаппарат. "Это необходимо для того, чтобы не позволять потерпевшим и их родственникам паниковать, — объясняет Александр Тимченко. — Психологи идут на место происшествия, фотографирую все, что там происходит, и предоставляют родственникам доказательства, что спасатели все делают правильно". Четки и мягкий мячик предназначены для того, чтобы человек вертел их в руках и успокаивался. Мягкие игрушки спасатели специально привозят детям. Из Лозовой харьковские психологи вернулись с пустыми чемоданами. "Привезли назад только одеяла, все разошлось. Вообще наш запас был рассчитан на сто человек, а их было несколько тысяч. Когда наши чай и кофе закончились, мы столкнулись с тем, что в Лозовой в ночь со среды на четверг ничего нельзя было купить — большинство магазинов было закрыто", — рассказал Александр Владимирович.