Пострадавшие в Мариуполе дети кричат по ночам, а родители планируют переезды

3 февраля 2015, 12:54
Для реабилитации детей особенно важна психологическая помощь

Жители "Восточного" опасаются новых обстрелов. Фото AFP

24 января горе застало жителей Мариуполя врасплох. Жертвами теракта стали 31 человек, более 100 получили ранения.

Во время обстрелов погибло двое детей, шестеро были доставлены в больницы с осколочными и прочими ранениями. Мама одного из них – Алексея Гришко – рассказала Сегодня.ua о том, что ее семье довелось пережить в злосчастное утро субботы.

Реклама

В тот день Ольга возвращалась с работы, а сын Алексей выходил ей на встречу из дома. "Я до 8 утра работала, шла мимо рынка. Муж позвонил, говорит, что дома воды нет и он попросил Алешку спуститься за водой, встретиться со мной и вместе вернуться. Но на рынке воды не было, нужно было идти в магазин рядом с домом. И только мы с ним разошлись во дворе, как я услышала приземление "Града" – мы здесь хорошо распознаем этот звук – сразу к Лешке побежала, кричу – возвращайся, не надо никакой воды, а все уже в дыму. Мы вдвоем побежали к подъезду, метров 5-6. А перед ним стояла легковая машина, мы почти забежали в подъезд как тут прозвучал мощный взрыв – снаряд упал прямо перед этой машиной. И она, видимо, задержала большую часть осколков", – рассказывает Ольга.

По словам женщины, она не сразу заметила, что сына ранило. "Мы потом еще пешком поднялись на 8 этаж. Уже в квартире я смотрю – а у него все джинсы и сапоги в крови. Сразу же обработала раны, перевязала скотчем и повезли его в больницу", – рассказывает мама пострадавшего Алексея.

Ребенок получил ранение ноги и плеча. Сразу же после случившегося семья собрала вещи и выехали к родственникам в центральный район города. "Мы поехали к бабушке в центр города. Не знаю, будем ли возвращаться на "Восточный" – теперь очень страшно, многие сейчас уезжают оттуда, дети переводятся в другие школы. У нас дочка только пошла в этом году в 1 класс, в школу №69, прямо возле блокпоста. Теперь отправлять ее туда страшно, поэтому мы пока берем задания по телефону", – сообщает Гришко.

Реклама

Во время обстрела микрорайона дочка находилась дома с мужем Ольги. "Они с папой легли на пол, как только все началось. Мы ей давно объяснили, что это военные стреляют – она все понимает. После случившегося она теперь постоянно просит: "мамочка, будь со мной". Но она знает, что Алешке сейчас внимание еще больше нужно".

Восстановление Алексея проходит успешно, однако психологическая травма дает о себе знать. "Поначалу было очень тяжело, он кричал по ночам. Но после разговора с психологом ему стало заметно лучше. Он даже попросил еще одну встречу. Но все равно он теперь очень боится громких звуков, особенно вечером – у него за окном "лежачий полицейский" на дороге, и если машина какая проезжает громко – он дергается. Надеюсь, со временем это пройдет. Но на "Восточный" он не хочет возвращаться", – сообщает мама парня в комментарии Сегодня.ua.

Реклама

Жители восстанавливают собственное жилье. Фото AFP

Что касается материальной помощи, Ольга отмечает, что с этим нет проблем. "К нам сразу же пришли волонтеры из Фонда Рината Ахметова – принесли все необходимые медикаменты, шприцы. А еще приходят дети из разных школ города – приносят сладости и фрукты, чувствуется поддержка", – сообщает Гришко.

Еленe Мищенко обстрел также застал женщину, когда она возвращалась с работы домой. "Я шла с ночной смены и прямо передо мной вспышка – попадание в 14-этажку, где-то в начале десятого утра. Я побежала домой – слава Богу наш дом не пострадал. Спросила у семьи все ли в порядке, и когда поняла, что Кирилл еще в школе – побежала туда. А он в соседнем дворе идет навстречу – живой, на своих ногах. Мы его под руки провели, собрались и поехали в больницу. А я потом на 21-й с вещами (микрорайон в центральной части Мариуполя, – ред) – там у нас бабушка живет", – рассказывает мама парня.

Снаряд попал в школу, где у ребенка проходила тренировка. Кирилл получил осколочное ранение в области правой лопатки. "Он на полдевятого на тренировку ходил. Говорит, когда начались взрывы, они выбежали на лестничную площадку и там его одного задело, получил осколочное ранение. Сейчас он в порядке, с ним работал психолог. И вообще, хорошо, что мои дети не видели весь этот ужас – мертвые тела, кровь. Я до сих пор спать не могу нормально", – говорит Мищенко.

Семья Елены как и семья Ольги Гришко так же планируют в ближайшее время покинуть микрорайон "Восточный", так как опасаются новых обстрелов. "Повторения я ожидала в любую минуту. Сразу на это настраивалась и детей подготавливала. Поэтому мы взяли все вещи и поехали в 21-й, к бабушке, ближе к центру", – отмечает Мищенко.

По словам женщины, многие ее знакомые сейчас выезжают из города. Семья Елены приняла решение перевести всех детей из школы в "Восточном" в другую школу города. "Сейчас переоформляем документы – переводим детей в центр. Двое наших детей уже несколько дней ходят в новую школу. Одноклассники старшего сына тоже перевелись сюда. Те, у кого есть возможность, уезжают с микрорайона. Кто – в другую часть города, кто в Киеве. Много знакомых уже уехали в Киев", – рассказывает Елена Мищенко.

Произошедшее стало шоком для Мариуполя. Фото AFP

Существенную помощь семьям пострадавших мариупольчан оказывает Гуманитарный штаб "Поможем" Рината Ахметова. В субботу в городские больницы Мариуполя № 1, 2, 3, 4, 5 от Гуманитарного штаба были доставлены антибиотики, обезболивающие, гемостатики, противовоспалительные препараты, физ.растворы, глюкоза, перевязочные материалы, системы, шприцы, перчатки.

"Штаб взял на себя помощь всем раненым в ходе трагедии – и взрослым, и детям. Сейчас на контроле штаба находятся 93 пострадавших, в том числе 8 детей", – пояснила Ирина Темерко, руководитель направления "Адресная помощь" фонда Ахметова.

Важной для пострадавших является психологическая помощь. После теракта на "Восточном" психологи штаба Рината Ахметова оказали первую психологическую помощь 70 людям. Работали во всех больницах Мариуполя, где есть пострадавшие и в пункте обогрева. Психологи штаба взяли под психологическое сопровождение 10 семей и 4 раненых детей.

"Чувства, которые испытывают пострадавшие, их родственники и свидетели трагедии – сковывающий, панический ужас, страх. Люди дезориентированы. Родители не знают, что говорить своим детям. В таком состоянии человеку критически важна психологическая помощь, для того чтобы вернуться в своё привычное, нормальное состояние", – отмечает Анастасия Коберская, специалист направления психологической помощи.

Специалисты психологической службы Штаба Ахметова работают в больнице скорой помощи, в больницах № 3, № 4, в первой городской больнице Мариуполя. Также психологическую помощь в Мариуполе можно получить в палатках помощи, организованных ГСЧС на ул. Киевская, 46.

Как сообщалось ранее, в СБУ заявили, что обстрелом Мариуполя командовали офицеры российской армии, а позже были обнародованы переговоры боевиков, причастных к террористическому акту.