В Одессе – таможенный штопор в порту

21 июня 2010, 19:58
7-й километр бурлит – таможня не дает растомаживать товар и решает вопросы только за "штучку". Таможенники говорят – идет борьба с контрабандой

picasaweb.google.com

Одесса вошла в традиционный послевыборный таможенный штопор. С приходом новой власти, на Южной таможне поменялось руководство, и началось...

"Чиновники, как это было уже и в 2005-м году, и в 2008-м (при предыдущих сменах "рулевых" в Киеве и на местах), пытаются отчитаться перед начальством, показав рост таможенных поступлений в казну, но при этом и свои "неофициальные" поборы (при помощи которых предприниматели традиционно минимизируют свои расходы на растаможку товара) снижать не намерены, — сказал нам один из крупных одесских импортеров. — По итогу с бизнеса дерут две шкуры в прямом смысле слова".

Реклама

Многие так платить не хотят, и сейчас в Одесском порту простаивают около пяти тысяч контейнеров с заморским ширпотребом. Но, как говорит председатель одесского профсоюза таможенных брокеров Вероника Тома, проблема не только в возросших аппетитах чиновников: таможенники ради финансовой выгоды состоят в сговоре с несколькими фирмами-импортерами, которым таможенники портов Одессы и Ильичевска не чинят никаких преград, а бизнесмены мелкого пошиба растаможить импорт не могут. "Сейчас таможенники используют любые средства, чтобы получить деньги. Искусственно создают проблемы импортерам. Отказывают в регистрации деклараций, завышают индикативные (уже зарегистрированные на таможне. — Авт.) цены, тем самым неоправданно взвинчивая таможенную стоимость товара", — возмущается Вероника Тома.

У предпринимателя с рынка "7-й км" Василия Фесенко (фамилия по его просьбе изменена. — Авт.) в порту уже три недели стоят четыре контейнера. Растаможить их можно, говорит он, — уплатив "дань" в $1000 за каждый. На сленге предпринимателей это называется "отдать штучку и уехать". Однако после такой растаможки цены на товар нужно взвинтить, а это ударит по карману покупателей и снизит спрос. В подобной ситуации оказалось большинство бизнесменов "семерки" — они намерены просить помощи у президента и генпрокурора.

Помимо тех, кто платит взятки, по словам Фесенко, таможня дает зеленый свет также "избранным" предпринимателям. "Это 2—3 фирмы. Возглавляют их "кумовья и родственники" руководителей таможни, которые у них же в доле, — утверждает Василий Фесенко. — В итоге из 640 фирм-импортеров в Одесском регионе имеют возможность растаможить товар 10—15 компаний".

Реклама

В задержке грузов сами порты не виноваты, утверждает представитель украинской ассоциации грузоперевозчиков Дмитрий Сергиенко. "Это вина различных госслужб — от Минтранса до таможни, сотрудники которых превратили свою работу в негласный бизнес — создавать проблемы для импортеров и грузоперевозчиков", — рассказывает грузоперевозчик.

ТАМОЖНЯ. В свою очередь, в таможне утверждают, что никакой катастрофы нет. "За сутки наше ведомство дает добро на растаможку 131 контейнера. Это нормальный показатель. А информация о задержках груза якобы из-за таможни — недостоверна", — заявил замначальника Южной таможни Владимир Королевский. Таможенники уверяют, что слухи о взятках и об остановке растаможки распускают сами предприниматели, которым не удалось провести груз "в обход закона" — мол, борьба с контрабандой в последнее время ужесточилась, и не всем это нравится.

"Никто ничего не останавливал, -- заявляет глава Гостаможни Игорь Калетник в интервью агентству МАИР. -- Все, что мы делаем -- это переходной период дальнейшей динамики усиления контроля и взыскания налогов. Мы можем с Вами посмотреть все в цифрах. Например, возьмем Одессу. В среднем за месяц в первом квартале с одного судна собирали платежи в размере 850 тысяч гривен. В мае с такого же судна уже платится 4,7 млн. В первом квартале было оформлено 12 суден, с аналогичной группой товаров и было взято с каждого судна по 850 тысяч. В апреле-мае оформлено 8 суден, но уплачено налогов с одного судна в среднем 3,8 млн. гривен. Разница в 2 миллиона 950 тысяч. Почему владельцы грузов оформляют меньше? Меньше хотят платить. К примеру, теплоход Ali Osman стоит в Одессе два месяца, а Lucky Port – полтора месяца. Кстати, на днях пришло письмо от капитана Ali Osman, который просит порт разгрузить судно. Поскольку он считает, что владельцы груза специально удерживают товар и не подают на оформление".

Реклама

Начальник пресс-центра Южной таможни Богдан Панас утверждает, что службой борьбы с коррупцией таможни за последнее время не выявлено ни одного факта незаконных поборов с бизнесменов. А замначальника украинской гостаможенной службы Александр Дороховский, который вчера приехал в Одессу, чтобы разобраться в ситуации, сообщил, что скоро простоя контейнеров не будет: "Наша служба готовит новый таможенный кодекс, в котором будут учтены все пожелания предпринимателей-импортеров".

Александр Сибирцев