В Одессе – война маршруток и "рогатых"

20 января 2011, 19:18
За рулем троллейбусов — начальники, а в пассажирах — "депутаты"

Фото: А. Сибирцев

Одесское троллейбусное депо сейчас переживает не самые лучшие времена. Из-за маленькой зарплаты на маршрутах остро не хватает водителей, поэтому садиться за руль "рогатых" вынуждено... даже начальство депо. По этой же причине на весь город работает всего четыре контролера. "Сегодня" побывала в троллейбусном депо и узнала о болевых точках предприятия из первых уст.

На днях Алексей Костусев заявил, что цена на проезд в электротранспорте точно будет повышаться. "Уже создана специальная комиссия, которая определит, сколько должен стоить билет", — говорит мэр. По мнению главы гордепартамента транспортного комплекса Александра Сошенко, цены пойдут вверх минимум на 50 коп. Правда, в самом депо с такими подсчетами не согласны.

Реклама

"Проезд должен стоить 1,98 грн.! — категорично заявляет замначальника депо Светлана Солодкова. — Одна гривня, которую сейчас платят за билет, совсем не покрывает расходов на содержание троллейбусного предприятия. Ведь половина наших пассажиров — льготники, пенсионеры, ветераны и инвалиды, которые ездят бесплатно на законных основаниях. А нашим водителям надо с каких-то денег платить зарплату, нужно ремонтировать подвижной состав!". Для того, чтобы покрывать "дыры" в бюджете депо, государство обязано регулярно перечислять транспортникам деньги — так называемые субвенции. Однако делает это крайне нерегулярно. При прежнем мэре задержки доходили до полугода, что чуть не привело к забастовке работников трамвайных и троллейбусных депо — на несколько месяцев их зарплаты также были заморожены. Сейчас у транспортников положение чуть улучшилось, но кровно заработанные все равно доходят до них с большой задержкой. "Обещали, что сегодня получим только декабрьскую зарплату", — пояснил директор депо Владимир Гордиенко.

ВСЕ ЗА РУЛЬ

Территория депо на ул. Чапаевской дивизии скрыта от посторонних глаз. Однако, миновав ворота, невольно поражаешься ее убогости и запущенности — асфальт покрыт рытвинами, а ремонтные цеха, кажется, в последний раз реконструировались при царе Горохе. Большая часть работников — пенсионеры. Сейчас на балансе депо, по словам Гордиенко, 169 троллейбусов, в том числе 16 новеньких российских "аппаратов" "Тролза", купленных при Гурвице. Но на ходу — всего 153 машины. "12 троллейбусов скоро спишут по "возрасту и дряхлости". Остальные часто ломаются — большая часть подвижного состава проработала почти по 25 лет! (К слову, срок эксплуатации троллейбуса составляет 10 лет. — Авт.)", — говорит Солодкова. Да и на оставшихся, по словам Светланы Петровны, ездить некому — не хватает 61 водителя и 154 кондуктора! Несмотря на пресловутый кризис, занимать вакантные места одесситы не торопятся. Отпугивают задержки и так небольших зарплат (даже с переработками после вычета налогов водители получают до 3500 грн., — Авт.) и тяжелая работа. Поэтому за руль "рогатых" садится даже начальство. Так, замруководителя депо Светлана Солодкова в свободное от "руководящей" работы время сама водит троллейбус.

Реклама

С "КОРОЧКОЙ" ДЕПУТАТА

Для борьбы с "зайцами" в единственном на весь город депо работает целых... 4 контролера! Их месячный "улов" составляет сотни "липовых" удостоверений. Интересно, что задержанные "на горячем" безбилетники штурмуют депо и жалуются: мол, контролеры изымают удостоверения незаконно. "При рассмотрении жалоб оказывается, что наши ребята, забирая "корочки" "ветеранов боевых действий" и "матерей-героинь", были правы, — говорит Солодкова. — Поэтому для нас количество жалоб на контролеров — показатель их хорошей работы". В депо, по ее словам, давно скопилась целая коллекция "заячьих документов" — от внешне неотличимых от настоящих "депутатских" до... "удостоверения приколиста Украины".

ВОЮЮТ С АВТОБУСАМИ

Реклама

Между "троллейбусниками" и "маршрутчиками" идет настоящая война. Последние спорят с водителями "рогатых" за пассажиров. "Наших прямо на дороге подрезают агрессивные шоферы микроавтобусов, а на остановках доходит до драк с владельцами маршруток!" — признается Светлана Солодкова. По ее словам, в 2009-м один из таких конкурентов регулярно выскакивал из "засады" и сдергивал штанги троллейбусов с проводов. А для усиления "эффекта" даже завязывал тросы от них узлом! "Диверсанта" удалось обуздать только жалобой в транспортное управление — хулигана лишили лицензии на перевозку. Достается водителям и от футбольных фанатов, толпы которых после матчей уродуют машины — некоторые приходится даже ставить на капитальный ремонт.