В Одессе по телефону жалуются на мужей и алкоголизм

4 ноября 2008, 08:49
Служба доверия. Одесситы охотно говорят о семейных проблемах и гораздо реже о конфликтах на работе.

Телефоны доверия в Одессе бесплатны и доступны каждому, фото М. Мейзерский

За четыре года работы в службу доверия со своими проблемами обратилось более 10 тысяч одесситов. Звонки поступают круглосуточно, в среднем за день за помощью обращаются 6—8 одесситов. Звонят люди всех возрастов, но чаще всего — женщины 40—50 лет. Оказываясь в сложных жизненных ситуациях, многие не находят поддержки среди родственников, друзей и коллег. "Как правило, людей беспокоят проблемы, связанные с конфликтами и непониманием в семье. Нередко звонят люди, страдающие алкогольной и наркозависимостью, а в последнее время все чаще случаются звонки от бизнесменов, фирмы которых терпят убытки", — рассказывает директор службы доверия "Жизнь" Ольга Абрамова.

Бывают и тревожные звонки от тех, кто намеревается свести счеты с жизнью. "С начала этого года таких было 60 человек, им всем помогли пересмотреть свое решение, и это притом что в городе за это время произошло 500 суицидов, — говорит Ольга Абрамова. — Как-то в полночь позвонил человек и сказал, что его друг стоит на краю крыши дома на Таирова и хочет спрыгнуть. Подойти к нему он боялся, поэтому кричал, передавая мои слова. Это длилось 20 минут, но ни к чему не привело. Тогда мы стали молиться: я в телефон, он — во весь голос, чтобы было слышно товарищу. Наконец, самоубийца отошел от края и со слезами обнял друга".

Реклама

По словам консультанта службы Клавдии Мухиной, самое сложное в ее профессии — сохранять спокойствие в любых ситуациях: "В течение дня я принимаю по 3—4 звонка. Каждый пытается излить в трубку море негатива, а ведь всех надо не просто выслушать, а понять, дать совет. Если принимать чужие переживания слишком близко к сердцу, может случится нервный срыв. Поэтому я отношусь к проблемам звонящих как к арифметической задаче, которую нужно разобрать и решить".

В службе доверия сейчас два телефонных аппарата, которые почти никогда не молчат — обычная беседа длится 20—40 минут, а в экстренных случаях даже больше. Как отметили консультанты, от времени года количество звонков не зависит. Но вот в зависимости от событий в стране и, соответственно в Одессе, меняется их характер.

Задача консультанта — подтолкнуть человека к правильным выводам, сделав его отношение к ситуации более спокойным и конструктивным, поэтому в конторе работают психологи или люди, которые прошли специальное обучение. "Как правило, человек зацикливается на своей проблеме и перестает видеть другие стороны своей жизни, которые делают его счастливым, — объясняет Ольга Абрамова. — Например, звонит человек, у которого есть интересная работа, верные друзья, удобное жилье, но нет любви. И вот это единственное "нет" перечеркивает всю его жизнь. Задача психолога — дать такому человеку положительный настрой: объяснить, что жизнь не сводится к одной цели или ценности, что время не стоит на месте и будущее все изменит. Как правило, на момент звонка человек уже "опустился на дно" и внутренне подготовился к тому, чтобы пересмотреть свое отношение к жизни. Доверительное общение с психологом помогает быстрее вернуться к полноценной жизни".

Реклама

Есть люди, которые обращаются в службу неоднократно либо отзваниваются, чтобы сообщить, что их жизнь пошла на лад. Сами консультанты также стараются не терять контакт с человеком и завершая беседу, могут попросить номер телефона. В Одессе зарегистрировано пять служб доверия. Кроме того, подобные службы есть при различных отделах МВД и других правоохранительных структур. Звонки оплачиваются по тарифам оператора связи, услугами которого вы пользуетесь, денег отдельно за свои услуги службы доверия не берут. Номера телефонов доверия можно узнать из любого справочника, а вот адреса служб скрываются, дабы избежать агрессии неуравновешенных клиентов (это обычная мировая практика).

ЧТО ВОЛНУЕТ ОДЕССИТОВ?
Семейные проблемы: 42%
Конфликты между мужем и женой 28%
Конфликты между родителями и детьми 8%
Сексуальные вопросы 6%

Зависимость: 28%
Люди, зависимые от алкоголя и наркотиков 8%
Родственники зависимых 18%
ВИЧ-инфицированные 2%

Реклама

Болезни: 15%

Психологические проблемы: 13%
Депрессия 10,5%
Суицид 2,5%

Другие вопросы
(финансы, отношения в коллективе): 2%

БИЗНЕСМЕНЫ ТЕРЯЮТ ДОХОДЫ, А ЖЕНЫ — МУЖЕЙ

Большинство абонентов службы доверия переживают из-за семейных конфликтов. По мнению Ольги Абрамовой, самой распространенной причиной семейных неурядиц является излишняя активность жен: "Наши женщины привыкли слишком много на себя брать, взваливая на плечи быт, работу, воспитание детей. Мужчина в таком браке не может себя проявить, ведь к его словам попросту не прислушиваются. В итоге, он выбирает для себя легкий путь, проводя время с друзьями или дома на диване. Супруге же остается пенять на его лень и нерасторопность. В такой ситуации мы предлагаем женщине чаще советоваться с мужем, доверять его инициативе. Результат, как правило, положительный — мужчины больше помогают по дому, проводят время с детьми". Кроме того, часто звонят пожилые люди, которые чувствуют себя невостребованными и страдают от одиночества и невнимания детей.

Как отмечает Ольга Александровна, на переживания одесситов существенно повлиял финансовый кризис — люди потеряли уверенность в завтрашнем дне: "Несколько раз звонили бизнесмены. Мы советуем им не ставить перед собой сверхзадач и не зацикливаться на материальных ценностях. Но главное — ценить сотрудников, видеть в каждом подчиненном человека, а не штатную единицу, приносящую доход".

Михаил Мейзерский