В Одессе после повышений моряки и строители вернулись за руль

4 февраля 2009, 08:27
Как ездим. Год назад в Одессе повысили тарифы на проезд в маршрутках, чтобы удержать водителей.

Выжили. Сервис не изменился, но одесситы все равно предпочитают маршрутки трамваям и троллейбусам, фото Р. Баклаженко

В феврале 2008 года после долгих дебатов решение о повышении цены на проезд с 1,25—1,5 грн. до 2—2,5 грн. все-таки было принято. Спустя год мы поинтересовались, как изменился за это время сервис. "Это решение принималось не для улучшения сервиса, а для того чтобы дать автобусным паркам выжить, — сразу же сакцентировал начальник управления транспорта Одесского горсовета Владимир Макарчук, — до того повышения последний раз цена на перевозки менялась в 2002 году, зато цены на топливо, запчасти, подвижной состав повышались несколько раз, да и стоимость жизни возросла".

В то же время руководитель ООО "Экспресс" Павел Серебренник считает, что повышение тарифов таки позволило улучшить обслуживание. "Мы смогли приобретать автобусы большой вместимости, это первое, — говорит он, — ну и конечно, мы сумели выстоять в тяжелых условиях. К сожалению, некоторые парки сдались, не смогли выплатить кредиты, их автобусы в аресте". По мнению Серебренника, главное — то, что повышения дали возможность сохранить водителей, которые стали массово уходить. "Часть из них ушла безвозвратно, тогда профессионалы бежали от нас куда-угодно, на стройки, в моря, в дальнобойщики. Сейчас мы сумели вернуть многих и воспитать новых", — говорит он.

Реклама

А вот такой бич, как махровое хамство водителей, по мнению одесситов, от цены за билет не зависит. "Сплошь и рядом в маршрутке тебя могут обозвать, обругать, — говорит одесситка Лилия Сокур, пассажирка 127-й маршрутки, — то тихо сказал об остановке, то деньги не так дал". Правда, перевозчики настаивают, что поведение водителей заметно улучшилась. "Количество жалоб несравнимо с тем, что было несколько лет назад, — говорит Павел Серебренник, — такого, как раньше — громкая музыка, курение в салоне, неопрятно одетый водитель, автобус-развалюха — уже давно нет".

Несмотря на прогрессирующий кризис, в ближайшем будущем нового повышения тарифов не предвидится. "Куда уже выше? Хлеб, молоко, коммунальные услуги подорожали... Ни о каком повышении тарифов даже речи нет", — говорит Павел Серебренник.

ПРОЕЗД В ТРАМВАЯХ ПОДОРОЖАЛ ИЗ-ЗА ЛЬГОТНИКОВ

Повышение тарифов коснулось не только маршруток, с 1 декабря 2008 года ровно в два раза поднялись цены на проезд в троллейбусах и трамваях, теперь вместо привычных 50 копеек, чтобы прокатиться в "рогатом", нужно платить гривню.

Реклама

"А причины те же, что в случае с маршрутками, стоимость запчастей, покупка электродвигателей, автопокрышек, но это не единственное, что сподвигло поднимать цены на проезд, — говорит Владимир Макарчук. — Государство за перевозку льготных категорий выплачивает дотацию, которая определяется суммой убытков от выручки за проезд в общественном транспорте. То есть чем меньше стоимость проезда, тем меньше дотация от государства".

По словам Владимира Макарчука повышение тарифов позволило в настоящее время продолжить ремонт трамвайного парка и закупить новые троллейбусы. "Та выручка, что поступает сейчас от продажи билетов, конечно, не позволит массово закупать трамваи, однако уже заключен договор, получен в банке кредит на приобретение 16 новеньких троллейбусов, которые в марте появятся в городе, кроме того, проводится капитальный ремонт трамваев", — рассказывает Владимир Макарчук.