В Одессе царит двухколесное "бесправие"

29 апреля 2008, 18:33
Ввести экзамен для мопедистов сотрудникам ГАИ мешает закон.

По "пробкам" верхом. Скутеры не замечают водители машин, а мопедисты игнорируют ПДД, фото К. Диланян

Чем ближе курортный сезон, тем больше скутеров и байков на одесских дорогах. Мопеды — головная боль гаишников и рядовых водителей едва ли не всех областных центров Украины, а по некоторым данным, в Одессе мопедистов на порядок больше, нежели даже в столице. Такая же обстановка и в Виннице, где с участившимися авариями, виновниками или пострадавшими которых становятся мопедисты, решили бороться жестко. Водитель должен получить права категории "А", в противном случае его мотороллер отправится на штрафплощадку.

Между тем, законодательной базы, предписывающей обучаться вождению владельцам транспортных средств с объемом двигателя менее 50 кубических сантиметров, нет, несмотря на то, что мотороллеры могут развивать вполне приличную скорость. Поэтому, каким образом власти Винницы обойдут закон — непонятно. Наши же чиновники предпочитают дождаться соответствующего решения Верховной Рады. А мопедисты со стажем советуют воспитывать нарушителей штрафами.

Реклама

Регистрацию мопедов в Одессе пытались ввести еще при губернаторстве Ивана Плачкова. Губернатор даже подписал соответствующее распоряжение. Однако внедрить его в обязательном порядке так и не удалось. В 2007 году инициатором введения в регионе этой процедуры стал начальник ГАИ Одесской области Сергей Дубасов. "Любой участник движения на дороге может представлять собой угрозу. Поэтому все мопеды должны быть на учете, как и любой другой вид автотранспорта. Сотрудник ГАИ должен иметь возможность проверить документы на мопед, — говорит Дубасов. — Что касается введения обязательного наличия водительских прав, то тут сложнее. ПДД разрешают водить мопед с 14-ти лет, а получать права — фактически с 18-ти. Но было бы неплохо, чтобы все, кто водят мопеды, получали права после прохождения специальных курсов и экзаменов в ГАИ".

ЗА ЭКЗАМЕНЫ. На улицах Одессы — далеко не редкость совсем юные мопедисты, большинство из них ездят без шлемов и не знают правил. "Я всегда езжу в шлеме, просто жарко сегодня, вот и снял его, одел кепку. А если, например, еду за город, — только в шлеме, — оправдывается водитель скутера с четырехлетним стажем Андрей. — Родители предлагали купить мне недорогой подержанный автомобиль, но я выбрал мопед, потому что он гораздо безопаснее и мобильнее, не нужно долго в пробках стоять". По его словам, многие опытные водители скутеров не будут против регистрации или экзаменов. "Многие ребята садятся за руль, даже не видев в глаза Правила дорожного движения, и гоняют, а потом под колесами машин оказываются, — говорит Андрей. — Надо ввести специальный экзамен, чтобы по его итогам выдавалось разрешение на вождение мопеда. Вот тогда все "липовые" мопедисты будут сидеть дома. А забирать мопеды провинившихся на штрафплощадку — не выход. Ну покричат родители, а потом дадут денег на новый мопед".

Президент одесского мотоклуба "Матадор" Александр Максименко говорит, что лично останавливает мопедистов, которые рассекают по городу без шлемов. "Казалось бы, дело личное — ехать в шлеме или без него. Но! За границей такого вообще нет. Ни на мотоцикле, ни на мопеде водители не имеют права ехать без шлема, — говорит он. — Если на тебе нет специальной куртки, штанов и перчаток, тебя сразу останавливает полиция и штрафует. Не мешало бы и нашим инспекторам за это отбирать мопед хотя бы на 15 суток. Ну как еще можно научить 14-летних пацанов? Кроме этого, у нас отсутствует понимание между автомобилистами и мопедистами. Первые игнорируют скутеры, не пропускают их. Вторые, в свою очередь, нарушают правила, на красный проезжают... Уверен, что больше половины не смогут вам сказать, что означает какой-то знак, не в курсе, что справа обгон запрещен, и где нужно уступить дорогу".

Реклама

ГИБНУТ ПОД КОЛЕСАМИ

Реклама

По данным городской госавтоинспекции, только в 2007 году по вине мопедистов произошло 164 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибло более трех десятков человек. А всего за прошлый год зафиксировано около 400 аварий с участием мопедов. По словам Нины Грек, инспектора отдела мониторинга и юридического обеспечения УГАИ Одесской области, и в этом году статистика удручает. За первый квартал текущего года произошло уже 65 аварий с участием водителей мопедов. При этом три человека погибли и 52 получили серьезные травмы.