В Одессе увековечат память изобретателя Иосифа Тимченко

31 августа 2007, 17:30
Городской голова Одессы Эдуард Гурвиц распорядился установить памятник талантливому изобретателю Иосифу Тимченко на 2-м Христианском кладбище и мемориальную доску на фасаде дома по ул. Преображенской, 24, где он жил и работал.

Соответствующее распоряжение Эдуард Гурвиц подписал, учитывая ходатайство Национального союза кинематографистов Украины.

Мэр выделил необходимые средства для изготовления и установки памятника и мемориальной доски.

Реклама

Он поручил установку памятника и мемориальной доски КП "Специализированное предприятие коммунально-бытового обслуживания".

Справка

Иосиф Андреевич Тимченко – сын крепостного из-под Харькова. В 15 лет начал работать учеником в мастерской харьковского университета. В двадцать два года, увлекшись идеями Миклухо-Маклая, решил с друзьями отправиться в Океанию, для чего прибыл в Одессу. Здесь группа распалась, друзья вернулись в Харьков, а Тимченко остался работать на судоремонтном заводе РОПИТ. Через год, в 1875 году, он сконструировал устройство для проверки манометров паровых котлов после ремонта (до того их возили на проверку в Глазго). Тогда же создал первые электрические часы. Подарил губернатору, а тот, в свою очередь, отправил их в столицу как подарок императору. В дороге часы потерялись... В марте 1880 года был назначен (по конкурсу из четырех претендентов) на должность механика Новороссийского (Одесского) университета. Взял ссуду в 15000 руб. и построил новое здание мастерских (ул. Преображенская, 24, там и сейчас мастерские университета). Он сделал много изобретений – для Одесской обсерватории механическое программное устройство для слежения телескопа за движением по орбитам небесных тел, для исследования климата Земли, микрохирургические инструменты для операции на глазе, необходимую технику и аппаратуру для Куяльницкого грязевого санатория и пр. Участвуя во всероссийских и международных выставках в Париже, Петрограде, Одессе и Нижнем Новгороде, получил за свои работы четыре золотые и три серебряные медали. Профессор Московского университета Н.Любимов, изучавший стробоскопические явления, обратился к Тимченко с просьбой придумать механизм, который при постоянном вращении передавал бы на другое устройство скачкообразные движения. Тимченко изобрел и построил "улитку", при движении которой скачкообразные перемещения производились не рывком, а мягким движением, со скоростью, начинавшейся с нуля. А летом 1893 года при участии одесского инженера М.Фрейденберга изобрел и построил первый в мире съемочный аппарат, которым были сняты две ленты – "Скачущий всадник" и "Копьеметатель". 7 ноября (ст. стиль) 1893 года газета "Одесский листок" опубликовала объявление о том, что в фойе гостиницы "Франция" (угол Дерибасовской и Колодезного переулка) "открылась художественная выставка живых фотографий, приводимых в движение посредством электрической машины". Впервые проекция на экран осуществлялась с помощью того же аппарата с присоединением к нему "свечи Яблочкова" – дугового осветительного прибора. Демонстрация двух лент с большим успехом продолжалась до 20 декабря 1983 года. А 9 января 1894 года в Москве на шестом заседании секции физики 9-го съезда русских естествоиспытателей и врачей аппарат Тимченко с механизмом прерывистого движения ленты и с проекцией на экран был показан участникам заседания. Смотрели "Скачущего всадника" и "Копьеметателя". В протоколе заседания сказано, что состоялся факт публичной демонстрации профессором Любимовым "снаряда для анализа стробоскопических явлений", устроенного в осуществление его идеи механиком Новороссийского университета И.Тимченко. В продолжении на экран были показаны стробоскопические иллюзии прерывистого движения, составляемого особым снарядом… Секция отнеслась весьма сочувственно к работам И.Тимченко, его остроумию и оригинальности, засвидетельствованным профессорами Умновым и Клоссовским, и по предложению председателя профессора Пильчикова и профессора Боргмана решила выразить И.Тимченко благодарность…". Уже в годы советской власти аппарат Тимченко был передан в Московский Политехнический музей как первый аппарат для съемки и показа картин.