В Одессе за решеткой читают Маркса "до дыр" и делают тюнинг иномаркам

10 апреля 2008, 08:55
Колония №51 — тут самая престижная профессия — механик в тюремном СТО, а самая уважаемая — библиотекарь.

На страже. В колонии есть и своя пожарка, фото А. Лесик

Реклама

Одесская колония №51 — тюрьма со средним уровнем безопасности. Но из 1300 заключенных тут почти 250 человек отбывают наказание за убийство. По официальной статистике. На деле же добрая треть уверена в том, что находится в тюрьме ни за что, по ошибке и так далее.

Например, заключенный Анатолий рассказал "Сегодня", что возвращался домой к жене и ребенку, увидел возле своих дверей человека с монтировкой в руках, который пытался проникнуть в помещение. В завязавшейся драке Анатолий убил незнакомца. Суд вынес приговор по статье умышленное убийство... Но с тюремной жизнью постепенно свыкаются все. Да и, на первый взгляд, здесь есть все, что нужно в обычной жизни. Только вот по периметру — высокие стены и колючая проволока.

"КАПИТАЛ" ДО ДЫР. В местной библиотеке — более 15 тысяч книг. По словам тюремных библиотекарей Юры и Семена, почти 500 заключенных — их постоянные клиенты-читатели. "Кто постарше, берет у нас в основном классику. Вот, смотрите, "Капитал" Маркса практически до дыр зачитали. Романы берут. Молодежь любит беллетристику, детективы", — рассказывает Семен. По его словам, остальные читают газеты. Ну и, конечно же, многие штудируют правовую литературу. За долгие годы, проведенные за решеткой, некоторые могут дать фору профессорам по юриспруденции. Ведь, раз оступившись, волей-неволей начинаешь, если и не уважать закон, то хотя бы знать его. В тюрьме мало заключенных, которые не читают вообще. Кроме того, работать библиотекарем в колонии считается престижным. "Пойти библиотекарем мне посоветовали другие заключенные. Здесь спокойно и тебя все уважают", — признается его коллега Юрий.

Реклама

Библиотечный фонд помогают пополнять благотворительные организации, администрация тюрьмы и даже бывшие заключенные, вышедшие на волю. А помимо собственно чтива в библиотеке заключенные обсуждают политику, повышение цен и другие насущные вопросы. Сам же библиотекарь Юрий после выхода на свободу мечтает поступить учиться в университет на факультет политологии или социологии. "Сейчас для нас самая интересная тема — вступление Украины в НАТО. Тут есть и сторонники и противники НАТО, и мы сидим и обсуждаем это, думаем, что будет дальше", — говорит он.

ЗЭКОВСКИЙ ТЮНИНГ. В тюрьме свои теплица, миниферма, автомастерская, мебельная мастерская — так что работы хватает. Правда, только половине заключенных, хотя трудиться желает гораздо большее число. "Многие хотят попасть на СТО. Ведь это и постоянный заработок потом, на воле, и опыт. Да и многие с техникой "на ты". Поэтому работают тут только самые опытные и талантливые мастера", — объясняет заключенный Виталий. К слову, очередь в автомастерскую из дорогих иномарок здесь — не редкость. "Исключение только для администрации тюрьмы. Им мы машины чиним в первую очередь", — продолжает он. Причем, по словам Виталия, на тюремном СТО машину не просто ремонтируют наспех, а вручную перебирают каждую деталь, чего ни на одной СТО в городе не сделают. А тюнинг по особому заказу заключенные сделают вообще уникальный. "Мы же не покупаем стандартные пластмассовые обвесы и не приделываем их. Наш тюнинг — это полностью ручная работа с отдельно взятым автомобилем. Поэтому он получается уникальным", — поясняет Виталий.

Кстати, рядом с мастерской лежит даже катер, который, видимо, еще ожидает своей очереди в СТО.

Реклама

Кроме автомастеров, в тюрьме можно встретить телемастера, программиста, врачей, бывших предпринимателей, да и вообще представителей практически любой профессии. А вот руководителей крупных предприятий в тюрьме, по словам заключенных, в отличие от времен СССР, сейчас практически нет.

Как рассказывает Сергей Афанасьев, замначальника ЮИК №51, жизнь тюремного общества напоминает общество на свободе в миниатюре. Есть свое телевидение и радио. Среди заключенных — представители восьми национальностей. Все имеют возможность исповедовать свои религии. В библиотеке есть даже Коран.

68 ПРОЦЕНТОВ — ВЫХОДЯТ РАНЬШЕ СРОКА

По словам замначальника колонии Сергея Афанасьева, нарушения дисциплины среди его подопечных — явления частые и происходят несколько раз в неделю день. "Но это количество неуклонно сокращается. Тем более, что нарушение нарушению рознь. Самое обычное — опоздал на работу. Мы с заключенными беседуем в таком случае. Драки, неповиновения случаются вообще очень редко", — уверяет он.

Около 68% заключенных колонии №51 освобождаются раньше положенного срока. Часть из них получает вместо тюрьмы другой вид наказания — исправительные работы в Ширяевском исправительном центре, где заключенный живет практически как на воле, даже семью свою может туда привезти. И всего 8% заключенных становятся рецидивистами. "В колонии практически вся администрация — люди с высшим образованием. С заключенными плотно работают психологи, именно поэтому процент людей, которые повторно возвращаются в тюрьму, очень мал", — считает Афанасьев.