В Одесской области обнаружена цитадель тамплиеров

28 марта 2008, 08:18
Одесские историки, едва успев выяснить предназначение каменных ядер на стене Белгородской крепости, наткнулись на следы тамплиеров.

Рыцарское клеймо. Знак виден лишь во время восхода солнца, фото А. Красножон

Реклама

Одним из самых загадочных архитектурных элементов Белгород-Днестровской крепости является огромный треугольник из десяти каменных ядер, который установлен на одной из стен, обращенных к лиману. Возраст этой конструкции составляет порядка пяти столетий. Треугольник Белгородской крепости принято считать то ли следами от артобстрела, то ли древним оберегом. Ранее мы писали об этой фигуре на страницах нашей газеты. Но только недавно исследователям стало ясно, что каменные ядра, расположенные в каменной крепости,— не что иное как солнечные часы, по которым жители древнего Белгорода узнавали время.

ГОД ОТ РОЖДЕНИЯ АДАМА. Тетрактис на стенах Белгородской крепости – это уникальный памятник ранней масонской символики, один из старейших в Восточной Европе. Изображения треугольника в разных сочетаниях фигурируют в церемониях высоких степеней посвящения современных масонов, давно отошедших от строительной деятельности и "утративших" первоначальное значение данного знака.

Начало нового года по юлианскому стилю, бытовавшему в Западной Европе до XVI века, приходилось именно на 1 марта. В Византии отсчет нового года производился от дня рождения Адама, который, исходя из библейских предпосылок, был создан в пятницу 1 марта Первого года мировой эры (5508 год до н.э.).

Реклама

А в средневековом аграрном обществе начало весны определяло новый сельскохозяйственный цикл, который длился до середины осени. При посевах и сборах урожаев ошибка даже в несколько дней могла привести к роковым последствиям. А в XV веке происходили регулярные смещения календарных дат, руководствоваться которыми при ведении сельского хозяйства было сложно. В календарях Европы шли бесконечные корректировки и исправления.

Именно на 1 марта и сориентирована стена Белгородской крепости с тетрактисом. Первого марта солнце восходит ровно на линии плоскости стены и пускает тень на каменные ядра фигуры. Появление этой тени и означало наступление нового года, начало аграрного сезона. В отличие от календарного времени, время солнечное было стабильным и точным. Зодчие Белгородской крепости прекрасно понимали, что солнце является надежным хроноиндикатором, корректирующим любой календарь.

Конструкция стены с фигурой сориентирована зодчими крепости таким образом, чтобы тетрактис был максимально освещен боковыми лучами солнца в период с марта по октябрь. Часть года — с ноября по февраль — приходится на холодные, осенне-зимние месяцы, и солнце восходит с тыльной стороны конструкции, не освещая тетрактис. У римлян этот зимний период назывался "мертвым сезоном" и являлся безымянным.

Реклама

В первый день весны, на рассвете, на тетрактисе появляются тени, которые соединяют между собой четыре ядра в основании треугольника, три ядра в его центре и два ядра под вершиной. А исчезновение теней в начале октября означает наступление осенне-зимнего периода и конец года.

ТАЙНА РЫЦАРЕЙ. С целью уточнения теоретических положений в середине марта группа историков, географов и геодезистов Южноукраинского педагогического университета отправилась под стены крепости впервые проследить за "работой" тетрактиса на месте. Первые лучи рассветного солнца действительно заставили каменные ядра пустить тень. Но вдруг, на фронтальной стене, слева от вершины фигуры, "проявилось" каменное изображение, которое прежде никто из группы не видел.

Каменный барельеф был вырезан и вмонтирован в плоскость стены особым образом. Он абсолютно неразличим на фоне кладки, если на него не падают боковые лучи солнца строго в утренние часы, в период с весны до середины осени. Барельеф "работает" по тому же принципу, что и тетрактис, и создан одними и теми же зодчими. Архитекторы задумали скрыть это изображение от глаз "непосвященных", превратить барельеф в тайнопись.

На каменной картине изображено два сосуда. Один кувшин с высоким носиком, над которым находится перевернутый треугольник со "Всевидящим оком" в центре (перевернутый тетрактис?). Напротив различим двуручный кувшин весьма странных форм, в котором стоят четыре цветка, напоминающих розы (в бутонах и распустившиеся). Пространство между сосудами разделено маленьким ромбиком.

Все это — распространенные символы плодородия, вечности, рождения и потустороннего мира, которые использовались тайными средневековыми орденами тамплиеров, розенкрейцеров и прочих, вошедших позднее в наследие "спекулятивного" масонства.

Это открытие неожиданно поставило новые загадки Белгородской крепости, которые еще предстоит расшифровать. Однако уже сейчас можно предположить, что мы имеем дело с тайной монограммой цеховой гильдии строителей, возводивших крепость, или же с гербовым знаком генуэзской колонии Маурокастро, располагавшейся в Белгороде до турецкого нашествия. Подобного рода барельефы характерны для других генуэзских городов и устанавливались мастерами на собственных творениях – будь то колодец или церковь. Считается, что от генуэзсцев в крепости сохранился небольшой замок, называемый ныне Цитаделью, а сама колония входила в созданную папой римским Хазарскую область восточного викариата. В XIV веке в Маурокастро располагался монастырь францисканцев – одного из самых мистических и загадочных орденов католической Европы.

ЗНАК ПИФАГОРА

Европейская средневековая архитектура – это зашифрованный символизм. Треугольник из десяти ядер, одно из которых находится в центре, символизирует собой "Всевидящее око Господа". Фигура называется "Тетрактис Пифагора" и является одним из древнейших сакральных знаков, которым оперирует современное масонство.

Знак обозначает универсальные силы во Вселенной. Круглый камень (каменная полусфера, ядро) – признак совершенства, символ силы концентрации и единства. Тетрактис (или "священная пирамида") воплощает в себе наглядную форму целостности Вселенной, которая движется от своего единства к множественности материального мира и является древнейшим символом жизни.

13 СОЛНЕЧНЫХ ЧАСОВ

Молдавский город Белгород располагался на стыке трех цивилизаций: византийской православной, западноевропейской католической и мусульманской золотоордынской. К моменту турецкого завоевания в нем проживало более 20 тысяч человек, что возводило его на один уровень с крупными европейскими городами своего времени. Белгород слыл известным портом. К корабельным пристаням с восточной стороны крепости приставали торговые суда из самых разных стран. Да и сами белгородцы были известными мореходами. Это оценил покоритель Византии султан Мухаммед, который дал белгородским купцам привилегии приходить со своими товарами на собственных судах в порты Османской империи, включая и только что завоеванный Константинополь. Белгородские мореходы достигали даже Крита.

Такой развитый в торгово-экономическом отношении город не мог обойтись в середине XV в. без своих общественных приспособлений для измерения времени. Во всяком случае, вполне мог себе их позволить. В любом крупном европейском городе такого уровня в синхронный период здание церкви и солнечные часы (до изобретения механических) являлись неотъемлемой частью общественной жизни, залогом ее нормального течения.

Римский архитектор Витрувий, чья книга служила классическим руководством для средневековых зодчих, описал 13 видов солнечных часов, предназначенных не только для измерения суточного времени, но и для корректировки календарных данных. Среди них были и настенные вертикальные с горизонтальной теневой штангой, которые в Центральной Европе были распространены еще в конце XIV века. Такие часы и соорудили строители Белгородской крепости.