В одесской прессе пробовали перо будущие шпионы и революционеры

6 июня 2008, 08:54
В XIX веке одесские журналисты снимали с должностей коррупционеров и строили приюты, а в Гражданскую войну печатали письма бандитов к властям.

Титульный лист Одесской газеты

Расцвет городской прессы в девятнадцатом веке стал зеркальным отражением золотого века Одессы. В дореволюционный период здесь выходило 206 периодических изданий, в то время как в других городах их число порой не дотягивало и до двух десятков. Первой ласточкой печатного слова стал "Одесский вестник", увидевший свет в 1828 году. Его издание спонсировалось из городской казны и, конечно же, большинство материалов отражало официальную точку зрения властей. Но уже через несколько лет в южной столице империи появились первые независимые газеты, которые своими статьями мозололи глаза чиновникам. Своеобразный статус свободного города родил одесский феномен "вольной" журналистики.

БУЛЬВАРНЫЙ ЛИСТОК. Уже в то время конкуренция в периодике была достаточно велика, и это заставляло редакции искать эпатажные материалы, вести переписку с читателями и привлекать солидную рекламу. Одесский историк Александр Павлов рассказывает, что особыми тиражами славился "Одесский листок". "Газета вышла в свет благодаря обычному наборщику в типографии Навроцкому, который в двадцатилетнем возрасте, скопив немного денег, решился издавать свою газету", — делится наш собеседник. По его словам, в 1872 году вышел первый номер газеты и уже спустя несколько лет издание стало любимцем публики, превратившись из печатного листка в четырехполосную газету". На страницах преподносились местные и международные новости, горячие репортажи, интервью, сатирические рассказы, а также анонсы и рецензии на спектакли и концерты. "Одесский листок" первым стал публиковать бульварные скандалы и публичные сплетни, что существенно отразилось на тиражах. Сенсацией стала публикация о священнослужителе, который за спиной у начальника полиции крутил роман с его женой. Весь тираж этого выпуска был продан за полтора часа. Редактор позволял своим журналистам выбирать "жертву" без оглядки на должности и авторитет. После ряда таких разоблачений должностей лишились начальник казначейства, директор театра, пару полицейских, а несколько знатных особ и вовсе были вынуждены уехать из города. В издании печатался даже племянник де Рибаса. Основатель "Одесского листка" Навроцкий стал известной персоной в обществе, к тому же доходы газета приносила немалые: на собственные деньги издатель построил бесплатные приют и столовую для малоимущих писателей, журналистов и художников.

Реклама

"БРОДЯЧИЙ ЛЕТОПИСЕЦ". Самым ценным журналистом в газете считался Антон Ловенгардт, который был знаменит своими остроумными материалами с элементами иронии и подробными репортажами "за жизнь" одесситов. В разных газетах Ловенгардту предлагали высокооплачиваемые должности, но журналист не торговался за гонорары. "Он ежедневно обходил портовые гавани и причалы, общался с работниками порта, всегда поднимался на только прибывшие суда из дальних плаваний и расспрашивал экипаж о том, как прошел рейс. Ловенгардт был деликатен со всеми без исключения, будь то капитан корабля или попрошайка, зашедший на судно, он снимал шляпу и деликатно кланялся. О "бродячем летописце" в порту слышали все",— отмечает Александр Павлов.

ОДЕССКАЯ ПЛЕЯДА. Предреволюционные годы стали звездной эпохой в одесской журналистике. В одесских газетах тех лет сотрудничали будущие классики русской и советской литературы — Корней Чуковский, Максим Горький, Иван Бунин, Александр Куприн, Илья Ильф, Евгений Петров, Эдуард Багрицкий, Юрий Олеша, Валентин Катаев. Пробовали перо на страницах одесской прессы будущие революционеры и знаменитые шпионы — будущий наркомвоенмор революции Лейба Бронштейн (Троцкий) и Сидней Рейли. В смутное время гражданской войны в Одессе возникло множество газет-однодневок. Причем порой они носили причудливые названия, чего стоит хотя бы юмористический журнал "Бешеная тетка"! К этому времени относится появление на страницах городских газет знаменитого письма бандитов Мишки Японца к руководству Белой армии. "...Не мешайте нам жить, и мы вас не тронем" — обращались воры и налетчики к белым генералам. Но революция 1917 года фактически поставила крест на одесской журналистской вольнице.

После большевистского переворота было закрыто большинство городских газет, в начале 1920 года прикрыли и "Одесский листок". А созвездие молодых одесских журналистов украсило собой страницы московских газет и журналов, породив в свою очередь термин "одесская плеяда"!