В Одесском СИЗО всего восемь классов, а хорошая учеба награждается волей

31 мая 2008, 08:31
Последний звонок и торжественную линейку заменили "Веселые старты" в тюремном дворе и газированная вода от отца Михаила.

Открытый урок. После него - "веселые старты" в тюремном дворе, фото А. Лесик

Вчера в школе одесского следственного изолятора прозвучал последний звонок. Два десятка подростков, которые находятся под следствием, ждут приговора суда или этапа в лагерь, окончили 8-й класс.

ШКОЛЬНИКИ ЗА РЕШЕТКОЙ. Этот трехъярусный корпус с подслеповатыми, забранными двойными решетками окошками в следственном изоляторе находится на отшибе. В нем содержатся бывшие сотрудники милиции и внутренних войск, иностранцы и несовершеннолетние. Держать в общем изоляторе эти категории подследственных граждан строго-настрого запрещает инструкция. В корпусе оборудован учебный класс, где за обычными партами наверстывают упущенные на воле знания подростки. От обычного школьного класса его отличает только толстая решетка и глазок на железной входной двери. Последний звонок для многих здешних школьников, в отличие от обычных мальчишек и девчонок, — это возможность хоть немного отвлечься от тягостной жизни взаперти.

Реклама

На праздник вместе с нами пришел священнослужитель римско-католической церкви — отец Михаил. Еще на контрольно-пропускном пункте он, тяжело отдуваясь, втащил несколько пакетов с бутылками сладкой газированной воды и толстым канатом. Как объяснила нам заместитель начальника СИЗО по социально-воспитательной работе Татьяна Войтенко, в изоляторе включен "зеленый свет" религиозным и благотворительным организациям: "Почти все дети, которые находятся у нас, испытывают огромный стресс. Священники помогают разрядить психологическую атмосферу, причем посещают нас представители почти всех религиозных конфессий. Дети с удовольствием слушают уроки Божии и молятся вместе".

УЧАТ НА РУССКОМ. Бег по школьному двору с медным звоночком в руках и торжественную линейку здесь заменил открытый урок в классе, который переделан из обычной камеры. Школьников заводят партиями из 5—6 человек. Директор школы Василий Олло произносит краткую речь, смысл которой состоит в объяснении пользы учения и возможности УДО (условно-досрочного освобождения) за хорошее поведение.

"Для педагогов — это обычные дети, хотя и достаточно проблемные. Но если преподаватель — профессионал, то ему все равно, где и кому преподавать. Его главный долг — заинтересовать ребенка в своем предмете и дать максимум знаний", — рассказывает Василий Олло. Тонкости учебного процесса за решеткой раскрывает нам Татьяна Войтенко. Оказывается, в один класс запрещено зачислять подельников. Более того, они разведены по разным камерам и даже на прогулки их выводят в разное время, не давая возможности пообщаться. Уроки за решеткой проводятся, по просьбе заключенных, на русском языке. "Здесь много подростков разных национальностей, есть азербайджанцы, молдаване и другие, не все понимают украинский", — объясняет учительница биологии Людмила Коваленко. На уроках, по заверению педагога, "даже муха не жужжит" — дисциплина здесь железная.

Реклама

После напутствия директора "школы за решеткой" Василия Олло, подростков выводят во двор изолятора, где отец Михал приготовил поле для состязаний. На волейбольной площадке проводится нечто вроде веселых стартов. Сила в "засидевшихся" в камерах парней бьет ключем — канат для перетягивания рвется через две секунды. Но у священника уже готовы несколько десятков воздушных шаров, которые подростки кидают друг другу через сетку. По словам Татьяны Войтенко, это первое физкультурное мероприятие в сезоне: до этого заключенные подростки занимались спортом в обычной камере, оборудованной нехитрыми турниками и брусьями. Праздник последнего звонка закончился ровно через сорок минут — ровно столько положено на прогулку. После этого выпускников развели обратно по камерам.

ЗНАЮТ КОМПЬЮТЕР, НО ЧИТАЮТ С ТРУДОМ

Все выпускники "школы за решеткой" окончили 8-й класс, следующих классов в СИЗО пока просто нет. Директор школы Василий Олло надеется, что в следующем году руководство "решит вопрос", и подростки смогут продолжить грызть гранит науки по одиннадцатилетней школьной программе. В остальном все предметы такие же, как и в обычной школе. По словам педагога, уровень подростков очень разный, некоторые с трудом пишут и читают, зато компьютер знают как свои пять пальцев, а также почти все владеют основами английского языка, столь необходимого, чтобы пользоваться Интернетом.