В Одесской области сирота пытается вернуть квартиру, которую получил в наследство

14 февраля 2014, 09:10
Милиция говорит, что отобранные у сирот "квадраты" будет сложно вернуть

Серьезные проблемы у сироты начались после того, как он заинтересовался судьбой своей квартиры. Фото: vk.com  

В четверг в Беляевке состоялось очередное слушание дела сироты Владислава Иванова. Его обвиняют в убийстве правозащитника Игоря Хмелевского, к которому тот обратился за помощью вернуть свою квартиру, полученную в наследство от бабушки. Когда мальчик в прошлом году поступил в училище в Одессе, он захотел вселиться в двухкомнатную квартиру на жилмассиве Таирово, оставленную по завещанию его бабушкой, однако узнал, что там уже несколько дней проживают другие люди. Женщина, представляющаяся крестницей бабушки Иванова, сдавала ее в аренду и получала на свое имя расчетные квитанции за коммунальные услуги. "Именно после того, как Иванов заинтересовался своей квартирой, в его жизни начали происходить странные события. Буквально через неделю после того, как Хмелевский начал разбираться в этом деле, его убили, а в убийстве обвинили Иванова, якобы он последний с ним общался", — рассказывает защитник сироты Андрей Манило.

Пока суд не вынес свой вердикт: Иванов остается в СИЗО, его ожидают еще с десяток судебных слушаний — пока не выслушают всех свидетелей по делу. Тем временем неизвестные вынесли всю мебель из квартиры сироты и сорвали замки на входных дверях. "Несколько дней назад мы нашли людей, которые это сделали, — два молодых человека оказались просто наемными работниками, которым за это заплатили. Сейчас, к счастью, квартиру удалось закрыть", — говорит Манило. Правозащитник не отрицает, что уголовное производство — один из способов мошенников подобраться к жилью сироты. "Пока сирота отбывает наказание за решеткой или даже находится в СИЗО, на него могут надавить силой, и он может отказаться от жилья от безысходности", — говорит Манило.

Реклама

Еще один способ заполучить чужие квадратные метры — упрятать несчастного ребенка в дом для душевнобольных. За годы работы правозащитница Татьяна Макарова вытянула из таких мест (побывавшие там клянутся: в тюрьмах условия лучше!) больше 20 человек. Чаще всего на такой шаг идут родственники, говорит она. "Сироту делают недееспособным. Абсолютно здоровому человеку приписывают шизофрению и отправляют в психиатрический интернат. А с его жильем творят, что хотят", — рассказывает Макарова. По ее словам, с вердиктом "недееспособен" очень тяжело бороться. Как бы человек убедительно ни говорил, какие бы запутанные криминальные схемы не вскрывал, аргумент "болен" перечеркивает все. "Его слова не будут приниматься во внимание. Когда уже есть статус недееспособен, доказать обратно практически нереально", — говорит Макарова. Недавний случай из ее практики типичен для Украины, продолжает правозащитница. Дальние родственники одесской сироты Елены Прохоровой после выпуска из интерната, сделав девушку недееспособной, отобрали дом в жилмассиве Котовского. "Иногда на такое идут даже близкие люди: брат 21-летней Вероники Дудник отправил ее психушку — не хотел делить наследство и бизнес родителей после их трагической гибели", — вспоминает Макарова. К сожалению, при помощи взяток убедить экспертов поставить вердикт "невменяем" здоровому человеку — не проблема, сетуют юристы.

КРАДУТ. Самый простой способ — выманить обманом документы на квартиру. Когда человек, представившийся сотрудником СБУ попросил предоставить ему документы для ознакомления, у 21-летнего сироты Семена Додиса не возникло никакой задней мысли, потому он взял папку с документами на бабушкину квартиру, свой паспорт и вынес на улицу. А минуту спустя эсбэушник выхватил у незадачливого паренька сверток с документами и был таков. "Я сразу же начал жаловаться в СМИ, про меня начали говорить. Украденные документы милиция пока не нашла, но паспорт я уже восстановил, а квартира продолжает оставаться моей", — говорит Семен. Адвокат Андрей Манило уверен: парню неслыханно повезло. "Когда все документы, включая паспорт, оказываются у мошенников, они не медлят: вклеивают в него фото подставного лица и оформляют на него жилье. Обычно для таких операций у преступников есть "свои" нотариусы, которые также в доле", — говорит он.

ШАНСОВ МАЛО. В криминальной милиции по делам детей говорят: шанс вернуть украденное есть только на первом этапе, когда воров поймали на горячем, а если прошло время, то уже все. "Квартиру в максимально короткие сроки несколько раз перепродают, предпоследний и последний человек в этой цепочке — вполне благонадежные, граждане, которые на жилье заработали многолетним честным трудом, о том, что она краденая, они не знают. Попробуйте у таких людей ее отобрать — насмерть стоять будут. Им нужно как-то компенсировать убытки. Процесс очень сложный. Пройти его пока не удавалось", — говорит начальник департамента криминальной милиции по делам детей Валерий Капуляк. В прокуратуре нам сказали, что регулярно устраивают проверки соблюдения жилищных прав детей. Дети, поступающие в интернаты после гибели родителей, на особом счету.  

Реклама

СПРЯТАТЬ ДОКУМЕНТЫ. В службе под делам детей облгосадминистрации полагают, что сиротам не стоит сильно переживать за свое жилье — госорганы следят за тем, чтобы их не обманули. "Когда ребенок получает статус сироты, он автоматически оказывается под защитой государства. На каждого заведено свое дело, в котором указано и его имущество, за таким имуществом следят, чтобы ничего не случилось. А рассказы о мошенниках — разговоры, каждый такой случай нужно исследовать отдельно", — отметила начальник службы по делам детей области Валентина Опанасенко. Правозащитники же рекомендуют спрятать важные документы, а у нотариуса оформить запрет на любые операции с недвижимостью.