В старинном особняке Крыма снимали эротику с Фандерой и Яковлеву

13 декабря 2013, 10:05
У "кинодома" на Боткинской в Ялте — полуторавековая история

Реклама

особняк с киносекретом

Тайны Крыма n В ялтинской квартире снимали эротику с Оксаной Фандерой и мелодраму с Еленой Яковлевой

Екатерина кузнецова, майк львовски

Реклама

Первооткрывателем интересного старинного особняка для кино стал африканец — выпускник режиссерского факультета ВГИКа Джерри Хабаниман из Бурунди. Он бродил по закоулкам старой Ялты в поисках натуры для своей "дипломки", и ему приглянулся фасад одного из домов на улице Боткинской. По сценарию его социальной драмы "Дружок" героев надо было поселить в приличных условиях. И молодой режиссер познакомился с хозяевами — Юрием и Лидией Руф-Спиридоновым. Они разрешили съемку, а позже когда работу дебютанта разбирали и оценивали наши мэтры на "Мосфильме", они обратили внимание на впечатляющий антураж отснятых кадров. Так адрес ялтинской квартиры попал в каталоги съемочных объектов всех киностудий СССР.

ТРАНСФОРМЕР. "Наш дом отличается не роскошью, а приметами времени и особой атмосферой, — рассказывает Лидия Артемовна. — Все построено из живого камня, нет бетона. Комнаты отделаны мореным дубом: ничего не электризуется и не трещит. Мы с мужем старались сохранить то, что осталось от прошлого, и по возможности восстанавливали утраченные детали после коммунального наследия. Это нравилось режиссерам, и некоторые даже по нескольку раз снимали. А сколько всего съемочных групп побывало у нас дома — точно не скажу, уже не вспомню, но, думаю, наши интерьеры можно увидеть не менее чем в 30 картинах. Помню только имена актеров, побывавших здесь. Вот, Леночка Яковлева снималась у нас дважды. Последний раз это была картина "Одна на миллион": тут в гостиной, где мы сейчас сидим, Лена с Борисом Щербаковым выясняла отношения. Запомнилось, что после съемок мы сидели за столом, пили наш домашний коньяк, и она так расчувствовалась, обнимала моего мужа и говорила ему: "Юрий Александрович, где бы нам еще найти такую работу".

По режиссерским задумкам дом перемещался в пространстве и времени. В фильме "Любовь немолодого человека" — это питерская квартира, а в "Роковых бриллиантах" — уже московская. Лидия Артемовна позволяла режиссерам на время съемок устанавливать свой порядок: "Когда мы видели фильм на экране, то не всегда узнавали свой дом. Борис Небиеридзе, например, оставил обстановку практически без изменений. В его фильме нашу квартиру "грабили": Евгений Леонов-Гладышев с Семеном Фарадой искали алмазы шаха, сбрасывая все с полок и вытряхивая вещи из трюмо и комода. Вся мебель в гостиной на своих местах. А Рубен Муродян, наоборот, все вынес из комнаты, только потолок "родной" остался и встроенный шкаф — у него это уже спальня. При этом мы никогда не страдали от соседства с кинематографистами. Мы отдыхаем, а за стеной — снимают кино. Всегда старались помогать из любви к искусству. Нам ведь за это больших денег не платили. А по ходу съемок декораторы помогали за счет киностудии что-то ремонтировать. На окнах решетки появились, двери обновили, мебель отреставрировали".

Реклама

ГОЛАЯ ПРАВДА. Особым спросом у режиссеров в доме на Боткинской пользовалась старинная кровать: мягкая, двуспальная, резные спинки обиты белой кожей — она подчеркивала интимность романтических сцен киногероев. Именно на этой кровати в 1989 году второй московской красавице — Оксане Фандере удалось доказать всей стране, что ее призовое место в конкурсе красоты было не случайным. Она сыграла роль Кати в фильме Александра Бланка "Зима в раю". "Вот в этом дверном проеме, — Лидия Артемовна показывает на вход в гостиную, — Оксана снималась в обнаженном виде. И Александр Бланк, зная о патологической застенчивости моего мужа, решил над ним подшутить. Когда девушка стояла в дверях — без ничего, режиссер вдруг позвал его из кабинета: "Юрий Александрович, я хочу с вами посоветоваться. Оксаночка, повернись вот так, а теперь в другую сторону... Как лучше будет?". Это он у композитора спрашивает, как развернуть Оксану в кадре! Нарочно, чтобы смутить его. А потом еще смешная сцена в этой же комнате была с "барменом", который по сценарию пригласил к себе Катю. Одну и ту же сцену переснимали несколько раз — парень никак не мог расстелить кровать. Бланк вышел из себя и не стал подбирать выражения: "Что ты так медленно откидываешь одеяло? Посмотри, какая красавица к тебе пришла!".

К слову, через дверь своего дома и сама Лидия Артемовна оказалась на большом киноэкране. Не являясь профессиональной актрисой, она — врач с многолетним стажем, сыграла более 50 маленьких и совсем маленьких ролей, часто востребована в массовых акцентированных сценах. Ей довелось поучаствовать даже в проектах Джеки Чана ("Первый удар") и Шаши Капура ("Черный принц Аджуба").

Графскую дачу прибрали комсомольцы

У "кинодома" на Боткинской в Ялте — полуторавековая история! Этот участок в конце 70-х годов XIX века присмотрел для себя сенатор из Санкт-Петербурга граф Дмитрий Капнист. И средства ему позволяли тогда заказать у модного архитектора Константина Овсяного проект дома с мезонином и веницианским фонтаном. А после Гражданской войны особняк был реквизирован, и там разместился уездный комитет ялтинского комсомола. В советское время графская дача была разделена на несколько "коммуналок". С 1987 года первый этаж отошел семье композитора Руф-Спиридонова.