В Центре Харькова живет гитарный Страдивари

2 июля 2008, 14:51
Харьковчанин Владимир Олейниченко за свою жизнь сделал сотни гитар. Их звучание узнают музыканты по всему миру и готовы выкладывать за инструмент 1500 евро.

фото В.Егоровой

Харьковчанин Владимир Олейниченко своими руками делает уникальные гитары. Мастеров его уровня в Украине и во всем мире — считанные единицы. Некоторые его рукотворные или, как он сам называет, "мастеровые" гитары стоят свыше 1500 евро. Их звучание за тридцать лет даже узнают на международных конкурсах профессиональные исполнители. На его инструментах играют в концертных залах Германии, Австрии, России и Израиля. Искусством создания гитар Владимир овладел самостоятельно, по крупицам собирая информацию из пособий и у известных мастеров, которые, к слову сказать, не торопились выдавать свои секреты.

Все началось случайно. В 23 года Владимир решил научиться играть на гитаре, пошел в музыкальную школу и купил гитару известного тогда российского мастера Хомячкова. Однако в инструменте обнаружились дефекты, которые никто не мог исправить. И он решил починить все сам. Дело было в 1969 году, получить информацию о профессиональном производстве и ремонте гитар было практически невозможно. Владимир стал искать: днями просиживал в библиотеке Короленко и тайком фотографировал редкие пособия, переводил статьи из англоязычных журналов и ездил в Москву и Чернигов за советом к известным изготовителям гитар. Многие мастера, вспоминает Владимир, оказались "снобами" и не хотели открывать секреты своего дела. Тем не менее он успешно починил свою гитару и стал реставрировать чужие. Изготовлением же занялся по совету своего учителя — харьковского гитариста-виртуоза, ныне покойного Ивана Балана. "Сначала я не думал заниматься изготовлением — только реставрацией. А потом Иван Митрофанович сказал: почему бы тебе не попробовать сделать свою гитару? Ты уже много знаешь", — вспоминает Владимир. Тогда начинающий мастер взялся за дело с присущим ему усердием. Он прекрасно помнит свой первый инструмент, который появился на свет в 1975 году и до сих пор растет в цене, меняя хозяев. Кусок красного дерева, из которого был изготовлен первый кузов (нижняя часть гитары), Владимир достал с помощью знакомых на мебельной фабрике. Одним из владельцев инструмента Олейниченко был российский бард Глазов. "Мою гитару у него буквально отняли! Во время концерта она безумно понравилась одному человеку, и к Глазову ежедневно приходили с деньгами и предлагали за нее сумму в два раза большую, чем он за нее заплатил. В конце концов он согласился, и все-таки ее продал". Кстати, инструменты Олейниченко дорожают со временем, как и все произведения искусства. Мастер объясняет это тем, что чем старше гитара, тем лучше она "обыгрывается", ее звук улучшается и, что немаловажно, с каждым новым концертом растет ее известность: у хорошей гитары с годами растет количество поклонников и, соответственно, цена.

Реклама

Владимир изготавливает по пять-шесть инструментов в год — более чем за тридцать лет из его рук вышло около 170 гитар. Это не очень много. Но зато гитары Олейниченко высоко ценят профессионалов, его "деревянные" дети занимают первые места на международных конкурсах. "Никакой мистики в производстве уникального инструмента нет, — уверен Владимир Алексеевич. — Нужна только усидчивость, обалденная работоспособность и никакой спешки". Он признается, что достичь сосредоточенности в работе ему помогли восточные единоборства — с 33 лет он занимался каратэ. Это сказалось на качестве инструментов, на смелости экспериментов с акустикой.

Помимо изготовления инструментов Владимир Алексеевич занимается реставрацией старых гитар — буквально оживляет их. "Старые гитары, как правило, не звучат. Они красивые, могут быть необычными, но не играют. У меня было много гитар, которым больше ста лет".

"Тот, кто хочет заработать денег, делая гитары, пусть займется чем-то другим", — сказал "Сегодня" 62-х летний Владимир Олейниченко. Не в пример былым мастерам, он с легкостью делится тонкостями своего искусства. Владимир Алексеевич говорит, что учиться придется не один год, а потом оттачивать мастерство — всю жизнь. Те, кто хочет быстро получить информацию и сразу заняться производством, считает мастер, заканчивают неудачей. "Есть много таких, которые начинают делать гитары и потом бросают. Понимают, что зарабатывать начнут не скоро. Научиться рубанком стругать можно и у плотника, а вот с акустикой подружиться… Один мой ученик приехал из Крыма и учился в Харькове в институте на радиоавиатора. Когда он начал изготавливать со мной гитары, забросил институт, из-за чего у его родителей был шок. Он учился у меня шесть лет. И только недавно позвонила его мама и сказала: "Владимир Алексеевич, спасибо, что дали сыну уникальную профессию". Став основателем харьковской школы изготовления гитар, Владимир Олейниченко собрал вокруг себя десятки учеников, которые уже сами стали известными, но до сих пор приходят к нему за советом.

Реклама

Со своих учеников мастер денег не берет. И не боится, что вырастит себе конкурентов. "В гитарном деле нет конкуренции. Во-первых, нас мало. А во-вторых, с увеличением числа мастеров прогрессирует наше дело. Сейчас в Харькове делают инструменты очень хорошо. И стало правилом, что когда харьковчане приезжают на международный конкурс, они получают все первые места!" Мастер точно знает, что гитару лучше фабричной может изготовить любой человек, который этого сильно хочет. Скоро Владимир Алексеевич планирует издать пособие, где соберет накопленный опыт.

ПАЛИСАНДРОМ ОБШИВАЛИ КАБИНЕТЫ ПАРТИЙНЫХ РАБОТНИКОВ
Для верхней деки, которая должна быть легкой, берут ель или кедр — это самые подходящие материалы. Их нужно тщательно отбирать, после чего оставить полежать в сухом месте хотя бы год, пока его "возьмут в работу". На кузов, где и создается звук, обычно берут красное дерево, клен или орех, которые обладают акустическими свойствами. Классическим деревом для "низа" является палисандр — из него производят настоящие концертные гитары. Он растет только в Бразилии и Индии. Владимир Олейниченко вспоминает, как во время перестройки разбирали кабинеты партийных работников и со стен снимали большие куски этого редкого дерева — его тогда использовали для отделки коммунистических "дворцов". Сейчас палисандр без труда можно заказать через Интернет.