В Ужгороде одесского губернатора Матвийчука называют "серым кардиналом"

13 апреля 2010, 20:56
Что говорят о губернаторе его земляки: школьная учительница, сослуживец по таможне и директор ужгородского стадиона

Ужгород. В родном городе у губернатора — недвижимость

Земляки Эдуарда Матвийчука отзываются о нем исключительно в уважительном тоне. Один из сотрудников Ужгородской милиции, попросив не называть его имени, признался, что у Матвийчука среди местных силовиков репутация "серого кардинала и умного предпринимателя". "Он очень состоятельный человек и влиятельная персона в Ужгороде, но, в отличие от других местных олигархов, которые на слуху у всей Украины, Матвийчук ни разу не попал в какой-либо скандал. У "Матвея" — так его называют в Ужгороде, целая сеть кафешек и пиццерий, а также строительная компания. А в центре он отстроил трехэтажный торговый центр "Луксор-Плаза", который сдает в аренду под торговлю различным компаниям. Конечно, по давнишней украинской "бизнес-традиции", большая часть его бизнеса оформлена на его родственников и близких. Но он жестко контролирует свою бизнес-империю", — признался наш источник в горУВД. По словам правоохранителя, в сферы интересов бизнес-клана Эдуарда Матвийчука входит не только недвижимость и строительство, но и другие виды деятельности — например, изготовление мебели на местном механическом заводе.

Новый губернатор придерживается принципов "демократического централизма". В этом убежден редактор местной газеты "Европа-Центр", к слову, основанной Эдуардом Матвийчуком, Владимир Кривошапко. "Ему доверяют люди, потому что он никогда на них не давил, а убеждал своим личным примером. Эдуард Матвийчук — настоящий европеец и успешный менеджер, он всегда делает все до конца, не оставляя проект незаконченным. В начале своей политической деятельности он выступал против Кучмы. Потом, когда понял, что с "оранжевыми" ему не по пути, ушел из их блока. Причем "оранжевые" были еще во власти, и Эдуард Матвийчук только терял от этого перехода. Однако он всегда шел по пути, который считал правильным, не считаясь с возможными потерями и не гонясь за выгодой", — уверяет местный журналист. Сам Матвийчук пояснил свой переход из блока "Наша Украина" в Партию Регионов просто. "У этих людей — руководителей "оранжевого" движения — несколько моралей. Одна мораль — для себя. И еще много — для других. Когда я это увидел, то понял, что не хочу работать с двуличными людьми", — рассказал нам губернатор Одесчины. Свои политические взгляды Эдуард Матвийчук сформулировал еще будучи шеф-редактором ужгородской газеты. "Каждый регион должен развиваться по своему пути. Нельзя нивелировать региональное развитие по одной модели. Винница никогда не будет Одессой и наоборот. Все дело — в укреплении государства изнутри. Причем власть должна быть для людей, а не люди для власти", — декларирует Эдуард Матвийчук, называя свою политическую доктрину идеей "регионального патриотизма". К слову, новый руководитель Одесчины утверждает, что для нашего региона он давно стал "родным". "Я с 2006 года в Одессе работаю. Просто моя должность — руководителя выборного штаба Януковича была не публичной. Все местные реалии я отлично знаю", — подчеркивает он.

Реклама

Но простые жители Ужгорода считают, что на посту главы Одесской области Эдуарду Матвийчуку придется нелегко. По словам ужгородца Николая Клинько, земляки нашего губернатора уверены, что в Одессе нового губернатора подстерегает опасность. "Там же во власти были сплошные спекулянты до него. Да и со своих постов так просто никого не спихнешь. Поэтому старая команда будет бороться с нашим Матвеем за каждую пядь земли. Для них приход нашего земляка — как нож в горло. А как он умеет заставлять работать, в Ужгороде знают. В Одессе он быстро всех нерадивых чиновников "построит". Поэтому на него могут даже покушение организовать", — тревожится ужгородец.

К словам Николая присоединяется и учительница из школы, которую закончил будущий губернатор, Нина Охрименко. "Это очень мягкий и интеллигентный человек. Жалко его, он может не справиться на новом посту — слишком много врагов у него появится в Одессе. Лучше ему бы отказаться — будут его терзать всякие злодеи", — жалеет бывшего ученика Нина Даниловна. Несмотря на слова Эдуарда Матвийчука о том, что в школе он часто конфликтовал с учителями, преподаватели его школы вспоминают о нем с теплотой и любовью. Родную школу губернатор опекает до сих пор, помогая материально.

Однако те, кто хорошо знают нового главу Одесчины, не сомневаются в том, что Матвийчук станет успешным губернатором. "Он никогда попусту не болтал. Даже в детстве был целеустремленным человеком. Любые трудности ему по плечу", — вспоминает друга детства директор ужгородского стадиона "Авангард" Матвей Бобаль.

Реклама

В ПАМЯТЬ О ТАМОЖНЕ — КАШЕЛЬ

"Сегодня" нашла одного из сослуживцев будущего одесского губернатора по таможне. По словам Михаила С., Эдуард Матвийчук оставил таможню из-за нежелания работать "как все". "В конце 90-х местные контрабандисты наладили целый алкотрафик через границу — возили фурами из-за кордона венгерскую водку. В этом им помогали таможенники. Однако "Матвей" сразу отказался брать взятки. И даже устроил скандал из-за этого. Но потом ему пришлось уйти — иначе его бы просто убили", — утверждает бывший таможенник.

О коррупции на таможне подтверждает и сам Эдуард Матвийчук. "Конечно, таможню без взяток представить невозможно. Вспоминая таможенников 90-х годов, можно сказать, что у них был внутренний тормоз, чего нет у теперешних ее сотрудников. После того как я ушел, в таможню стали приходить кто угодно. Бывшие партийные функционеры, люди "по звонку". Для чего? Строить свои теневые схемы", — вспоминает губернатор. К слову, на память о работе на таможне у Матвийчука остался утренний кашель — целыми днями приходилось пропускать через досмотровый пункт сотни машин и дышать выхлопными газами.

Реклама

АЛИСА МАТВИЙЧУК "НОСИТ PRADA"

Для многих ужгородских девочек дочь Матвийчука — Алиса, заключившая контракты с ведущими домами моды, — идеал современной карьеристки. "Два года назад она поехала на кастинг в Париж и сразу стала примой. Но, как говорят в ее школе, совершенно не зазналась и остается своей девчонкой. Только на занятиях сейчас редко бывает", — рассказала школьница из Ужгорода Ольга.

Сейчас фотографии 16-летней Алисы Матвийчук регулярно появляются на страницах ведущих журналов моды Elle и Teen Vogue. А сама девочка неделями занята на показах в Лондоне и Нью-Йорке. По словам ее отца, Алисе даже пришлось сбросить целых 8 килограммов. Желание привести свою фигуру в соответствие с высокой модой вызвало резкие возражения со стороны родителей. Однако девочка настояла на своем. "Алиса уже самостоятельный человек. Однако ей очень трудно. В мире моды много психологических трудностей. Быть вдали от своей семьи — в Нью-Йорке или Лондоне, — на первый взгляд, звучит красиво. Но на деле это тяжкий каждодневный труд. Ей помогает моя жена, она часто к Алисе ездит", — рассказал Эдуард Матвийчук.

Читайте интервью

Эдуард Матвийчук: "В Одессе от охраны я отказался, потому что не боюсь"

— После назначения в Одессу вы переехали сюда из родного Ужгорода. Где остановились?

— Я живу в доме приемов Одесского облисполкома. Семья осталась в Ужгороде. Дочь Алиса, несмотря на то, что заканчивает школу, уже работает в серьезном бизнесе моделью. А моему сыну Марку еще шесть лет. С детьми осталась моя жена Евгения. По специальности она врач. Жена у меня очень высокообразованная и начитанная, одним словом, личность. И еще она — моя внутренняя совесть, со стороны смотрит на мою работу, часто подсказывает. По семье, конечно, скучаю.

— Не страшно было отпускать свою дочь в мир большой моды?

— Честно скажу, как отцу было очень страшно. Я даже был против. Ведь у нас бытует стереотип о моделях, мол, это эскорт-услуги и другое. Однако когда она поехала на первый конкурс, сразу же заключила договора с ведущими модельными агентствами мира. Я ознакомился с этими структурами и понял, что боялся напрасно. В этом бизнесе малейший намек на то, что модель ведет себя неподобающе — это волчий билет. Поэтому я решил, пусть дочь сама пробивается. Это был ее выбор. Я ее ценю как личность, которая в 14 лет приняла решение.

— Как случилось, что после работы в школе вы вдруг ушли на таможню?

— После моего сельского периода я вернулся домой, в Ужгород. А на таможню устроился, потому что интересно было что-то новое. Пришел в 1998 году, а уже через год я уже имел лучшие показатели по Чопской таможне. Стремление быть лучшим было во мне всегда. Про мою работу писали газеты — "Труд", "Известия". Работа, конечно, специфическая и жесткая. Та система могла поломать кого угодно, но только не меня. Предлагали взятки, но я не брал. Не позволяло воспитание. Естественно, я стал белой вороной. Несмотря на лучшие показатели, меня первоначально даже не проаттестовали. Вскоре помогла перестройка — пришел новый начальник, которые болел за державу. А тех, с кем я начинал, уже через полгода не было. Подтянули новых ребят, с которыми мы все рекорды били по показателям.

— Несговорчивого таможенника вполне могли и убить. Было давление?

— Конечно, бывали такие ситуации. Но еще с детских лет во мне уверенность — если я прав, то я прав. Может быть это иллюзия, но одновременно уверенность в своей правоте — это великая сила. И никакой охраны мне не нужно. К слову, когда я стал одесским губернатором, мне предложили охрану. Но я отказался. Потому что я не боюсь. Я быстро сделал карьеру на таможне — получил три досрочных звания. Но по прошествии шести лет почуствовал дискомфорт. Я скажу прямо — мне стыдно стало перед самим собой. За то, чем я занимаюсь. Тогда были тяжелые времена — люди искали способ пропитания и ездили челноками за границу, везли последнее на продажу. И что, я должен был шмонать их сумки и возвращать их назад? Мне было очень стыдно. И я написал заявление. Признаюсь, "система" (таможня. — Авт.) восприняла мой уход ну с очень большим облегчением! (смеется).

Читайте детальнее