Везучий художник

1 декабря 2008, 19:16
Харьковчанин начал жизнь заново в 85 лет: когда-то рисовал стройки века, а сейчас ему позируют любимые женщины.

Степан Письменный, фото А.Соколинской

Один из старейших харьковских художников Степан Письменный на днях отметил свой 85-летний юбилей. Художник утверждает, что с нынешнего дня рождения он… начинает жизнь заново, "с чистого листа". "Только сейчас я стал по-настоящему смелым в творчестве и приступил к новой необычной серии картин, которую представлю через пять лет", — обещает художник.

Этому моложавому подтянутому веселому мужчине ни за что не дашь 85 лет. Когда-то рисунки Степана Письменного попадали на первую полосу газеты "Правда" — как, например, гравюра "Жатва". А еще Степана Письменного называют летописцем Харькова, особенно некоторых его районов — например, он изображал застройку районов ХТЗ и Павлова Поля, которые теперь выглядят иначе. Есть у Письменного и узнаваемые городские пейзажи Харькова, соборы, живописный уголок недалеко от Художественной Академии — он почти не изменился, хотя был изображен еще в 1953 году.

Реклама

"ТЕРРОРИСТ". Художник вспоминает, как однажды рисовал Крымский пейзаж с участком горной дороги, расположившись на возвышении. К нему подошел милиционер и потребовал покинуть площадку — по дороге должен был проехать член правительства Громыко. Художник отказался прервать работу, а милиционер, увидев пейзаж, поверил, что террорист не мог бы так хорошо рисовать, и оставил его в покое. После окончания пейзажа оказалось, что высокий чиновник давно проехал, а художник даже не заметил шумного правительственного кортежа. "За этим пригорком стоял пивной киоск, — указывает художник на детали картины и смеется. — Как раз туда мы с этим милиционером отправились отметить окончание этюда".

"У меня свое видение искусства, но я ни одному художнику не говорю, что он — бездарный, даже если мне его работа непонятна. Просто он видит по-другому. Но есть работы, которые вселяют в человека надежду, эмоции, заставляют его что-то делать или задумываться. Такое есть не в каждом произведении и, наверное, это называется энергетикой", — размышляет Степан Илларионович. Но главным условием успеха и мастерства Степан Письменный считает постоянную напряженную работу, без нее даже самый талантливый художник, по его мнению, останется посредственностью.

Степан Письменный уверен — для долгой и здоровой жизни надо быть всегда в хорошем настроении. "Я никогда никому не завидовал, ведь зависть таланта не прибавит. И я не умею сердиться — я воспринимаю человека таким, каков он есть. У меня нет врагов, меня всегда уважали и любили — может, потому что я неисправимый юморист и незлопамятный", — смеется художник. Свою сегодняшнюю хорошую физическую форму он также объясняет творчеством и привычкой работать. Хотя он живет в одиночестве — 18 лет назад он потерял свою любимую жену — но его радуют двое внуков и трое правнуков. Все они хорошо рисуют, а внучка Катя — профессиональный художник. Степан Письменный любит чувствовать вкус жизни и в прямом смысле этого слова. Он отлично готовит и часто угощает друзей — например, цветной капустой с омлетом и замечательными борщами. "Я — потенциальный жених", — смеясь, говорит Степан Илларионович. Он признается, что прекрасный пол очень вдохновляет его не только к творчеству, но и просто к радости жизни. Среди его последних работ — наброски обнаженных женских фигур. Позировали художнику его любимые женщины.

Реклама

ПОВЕЗЛО: В ГОЛОДОВКУ ВЫЖИЛ — ПИТАЛСЯ ИКРОЙ
Секрет своей молодости Степан Илларионович объясняет тем, что всю жизнь ему необычайно везло. Даже художником он стал благодаря своей удачливости: в 16 лет случайно увидел объявление о наборе студентов в художественное училище, когда ездил в Днепропетровск с мамой, подал документы, сдал экзамены и был сразу принят, хотя не имел специальной художественной подготовки. Свои знания о рисунке он почерпнул в школе, на уроках рисования. Впрочем, Степан Письменный вспоминает, что с детских лет любил "все красивое" и до дыр зачитывал художественные журналы с репродукциями Репина, Кустодиева, Куинджи, Левитана, которые попадали в их дом.

Удачливость буквально ходила за ним "по пятам". В страшные годы голодомора, когда ежедневно умирали его друзья и знакомые, семья Письменного чудом выжила, потому что они питались… икрой судака. Отец Степана Илларионовича работал в рыбном тресте и заготавливал рыбу для поставок за границу. Рыбью икру при чистке выбрасывали, и он нес ее домой. "Не было ни хлеба, ни каши — только эта икра. Мама жарила ее на хлопковом масле, по сути — техническом. Мне тогда было около 10 лет. После этого лет 20-30 я не мог даже смотреть на икру и вообще на рыбу! Но только благодаря ей я остался в живых", — вспоминает Степан Илларионович.

В годы войны Степан Письменный был пулеметчиком — тогда ему еще не исполнилось 19 лет. Считается, что пулеметчики гибнут чаще других солдат, однако Степан Илларионович "пережил" целых три своих пулемета и дошел до звания ефрейтора. Меньше чем за год до окончания войны он был ранен, но даже в ранении усматривает везение – оно не было очень тяжелым. Родные получили на него похоронку, а Степан Илларионович, залечив раны, вернулся домой живым в апреле 1945 года.

Реклама

КАРТИНЫ ПОТЕРЯЛИСЬ
Большинство из картин Письменного выполнены в стиле реализма — ранее эта манера называлась "соцреализм". "Семь лет назад ко мне приехали французы-искусствоведы и предложили приобрести мои работы для альбома соцреализма, который они издавали, — говорит Степан Письменный. — Отобрали 50 моих акварелей. Я никогда не брал много денег за картины и эти работы отдал за 400 евро. Позже я узнал, что их цена намного выше. Но самое обидное то, что покупатели пообещали мне сделать копии картин и передать мне диск с изображениями, но так и не выполнили обещание — и работы потерялись…"

Работы Степана Письменного находятся в 26 галереях и музеях стран СНГ, в Русском музее им. Пушкина в Москве и в частных коллекциях в Германии, Франции, Израиле, Америке и других странах. Большинство из картин Письменного выполнены в стиле реализма — ранее эта манера называлась "соцреализм". "Семь лет назад ко мне приехали французы-искусствоведы и предложили приобрести мои работы для альбома соцреализма, который они издавали, — говорит Степан Письменный. — Отобрали 50 моих акварелей. Я никогда не брал много денег за картины и эти работы отдал за 400 евро. Позже я узнал, что их цена намного выше. Но самое обидное то, что покупатели пообещали мне сделать копии картин и передать мне диск с изображениями, но так и не выполнили обещание — и работы потерялись…"

Работы Степана Письменного находятся в 26 галереях и музеях стран СНГ, в Русском музее им. Пушкина в Москве и в частных коллекциях в Германии, Франции, Израиле, Америке и других странах.