Вниз по "белой" воде

15 октября 2007, 20:15
В морской столице Украины, как оказалось, лучшие в стране "водники", спортсмены-туристы, спускающиеся по горным рекам.

В нашей морской Одессе, где каждый из нас с малых лет любит море, пароходы и пляжи, как оказалось, есть немало людей, которым соленых волн не вполне достаточно. Им нужны реки. И чем они опаснее – тем лучше. Они называют себя водниками и всех их объединяет одно хобби — сплав на катамаранах в бурлящих горных потоках, которые они называют "белой водой". Один поход за адреналином обходится каждому из них в 500 – 600 долларов. "Мало кто из одесситов представляет себе, что такое настоящий водный туризм. А ведь это тот кайф, который получаешь от белой воды. Один раз туда попал и все! Это на всю жизнь!", — рассказывает "Сегодня" скульптор в обычной жизни и кандидат в мастера спорта по водному туризму Олег Новаев.

ЛУЧШЕ ГОР – ТОЛЬКО РЕКИ. После 1991 года одесский водный туризм на долгое время впал в сон, проснуться от которого ему удалось лишь в начале 21 века. Тогда собрались мастера-водники и начали постепенно возвращать к жизни этот вид спорта. Сейчас зависимых от водного туризма насчитывается более ста человек. Обучением и подготовкой начинающих водников занимаются опытные спортсмены.

Реклама

В Одессе – три клуба, которые занимаются водным туризмом. Это "Аргут", "Водный бобслей" и политеховский "Романтик". К слову, клуб "Аргут" два года подряд становился чемпионом Украины по водным походам. А в этом году был сделан очень сложный поход шестой категории сложности по рекам Алтая: Шавле, Аргуту, Катуни и Чуе. Много лет в Украине ни один водник не отваживался на такие маршруты. "В этом походе, — говорит руководитель алтайской экспедиции Игорь Маркевич, — перевернулось два катамарана. Было много сложностей, камней, бревен, но все же поход удался. Если обычно в экспедициях мы поем песни и играем на гитаре, то в этот раз мы настолько уставали за день, что было не до гитары. Хотя, как мы говорим, лучше гор могут быть только реки!".

НА ХАМАРДАБАН. Несмотря на свою удаленность от горных районов, где протекают интересные в спортивном отношении реки, одесский водный туризм имеет большие традиции. Начинается водный сезон с апреля месяца. Тренировки проводят в основном на реках Южный Буг, где проходят соревнования по технике водного туризма, и Турунчук, где ребята тренируются ориентироваться в водном пространстве. В ноябре тренировки прекращаются вплоть до весны.

C каждым годом ребята придумывают себе все более серьезные и суровые маршруты, ставят перед собой более сложные задачи. За последние несколько лет одесские адреналинщики уже успели побывать на реках Кольского полуострова, на Хамардабане (это горный край на юге Байкала), в Саянах и на Алтае. Эти походы, говорит Олег Новаев, можно смело называть экспедициями, ведь там уже были лошадиные караваны, что по нескольку дней идут через топи и болота, покоряют перевалы. Все для того, чтобы добраться к горной реке.

Реклама

В следующем году водники планируют покорить реки Средней Азии. Ведь подготовка к маршруту длится почти круглый год, начиная с момента возвращения с предыдущего похода.

ГОТОВИМ СНАРЯГУ

Спасжилет и каска защищают туриста от ударов камней и удерживают на поверхности пенной реки в случае переворота катамарана. Каски продают в специализированных магазинах, стоят они от 200 до 500 гривен. Далее следует спасжилет, который туристы делаю сами, — на это уходит до 100 гривен, чтобы купить расходный материал. Гидрокостюм можно купить и "секонд-хенд", обойдется он вам, в зависимости от размера, от 150 до 500 гривен. Также у каждого "водника" должно быть личное весло. В основном их делают на заказ по 180 гривен. Так же обстоят дела и с самим катамараном. Водники шьют их сами в период, когда не сплавляются, в целом это 3500 гривен на расходные материалы, а цена готового – 5000 – 6000 гривен.

Реклама

АЛТАЙСКИЙ МЕДВЕДЬ И СИБИРСКИЕ ТИГРЫ

"В 1981 году, когда я был руководителем похода шестой категории сложности на Алтае, мне пришлось спасать и зачаливать перевернутый плот, – рассказывает председатель областной комиссии водного туризма Игорь Маркевич. — Волею судьбы я оказался один возле перевернутого мощным валом плота. Ни один километр меня кувыркало в бурлящей воде, а я никак не мог пристать к берегу. Казалось, что зачалить перевернутый тяжелый плот практически невозможно. Руки и ноги сковало холодом ледяной горной реки. Впереди сложнейший порог "Белый", который, несомненно, поставит точку в сложившейся ситуации. В мозгу сверлила мысль: "Бросить плот, уйти на берег?". Но в этой ситуации плот со всем снаряжением, продуктами и документами будет потерян. А ведь собирал я это все не один год, да и группу подведу. Вся команда тогда подумала, что я умер. Когда начало темнеть, сидя на камнях у причаленного плота под отвесной скалой, я услышал сверху голос: "Игорь, ты живой?". А ведь меня уже хоронили!".

А один раз был случай, когда на реке Бий-Хем в Саянах на одного из участников параллельно идущей вместе с одесситами группы из России напал медведь. Дикий зверь откусил ухо человеку и сильно повредил голову. Однако благодаря тому, что в команде оказался врач, раны пострадавшего обработали и немедля начали сплавляться вниз по реке к людям, от которых они были в 300 км. К счастью, все обошлось. Бывали случаи, когда в походах по рекам Дальнего Востока встречали настоящих тигров.