Ворошиловский стрелок

26 сентября 2007, 10:03
84-летний одессит Юрий Никандров рассказал "Сегодня", как на охоте убил всех уток маршала Жукова, что подарил Гагарину и как снимает с одного выстрела самого матерого волка

Одессит Юрий Никандров неоднократно прославлял наш город не только на всю страну, но и на весь мир. 84-летний бывший олимпиец, чемпион мира и Европы, капитан сборной команды по стрельбе Советского Союза с 20-летним стажем сейчас живет за счет своего хобби — таксидермии. Он делает чучела диких животных и продает их. Мало того, Юрий Степанович до сих пор берет свое ружье. Ведь прежде чем сделать чучело, на животное надо удачно поохотиться, а это у одессита получается без промахов.

СНАЙПЕР. Первый свой выстрел в жизни Юрий Степанович сделал из нагана, когда ему было всего 5 лет. Его отец был профессиональным военным, поэтому с оружием тогда еще мальчуган очень быстро научился обращаться. А в 11 он на охоте убил первую рысь. Учась в пятом классе, Юрий стал Ворошиловским стрелком, выбив из 50 мишеней все 50. Потом была война. "Чтобы попасть на фронт, я прибавил себе лишний годок. Тогда воевать вместе со мной пошло триста моих ровесников, а вернулось только трое из нас, — вспоминает Юрий Степанович. — Помню, стоял в очереди добровольцев, а мимо проходили цыгане. Одна из них подходит и говорит: дай, мол, погадаю. Я ответил, что не верю в гадание, а она вдруг называет меня по имени, говорит как зовут мою маму и произносит судьбоносную для меня фразу: "Много крови будет, но тебя не убьют. Ты будешь живой!".

Реклама

На фронте Юрий Никандров был снайпером: "Когда убил своего первого немца, меня трясло, как в лихорадке. Но потом взял себя в руки, сделал пару глубоких вдохов, как учил отец, и продолжил стрельбу". После фронта указательный палец на правой руке у Юрия Степановича вообще не двигался, а ему очень хотелось попасть в сборную Союза по стрельбе. Приходилось хитрить и стрелять другим пальцем.

ОХОТА С МАРШАЛОМ. Друзья знают, что на охоте с Никандровым можно не выстрелить ни разу. Он из 200 летящих мишеней выбивает все, а по скорости вообще установил мировой рекорд, который до сих пор никто не побил, – 0,4 секунды на выстрел. Однажды в 1947 году Юрий Степанович охотился в лесах в Беляевке Одесской области. Как обычно, при виде летящих уток он моментально "повалил" сразу пять птиц. Вдруг из лодки кто-то кричит: "Охотник, пропусти хоть парочку, оставь и для нас уток!". "И тут этот человек подходит ко мне и я вижу, что это Георгий Жуков. Мы разговорились, маршал пригласил меня в тот день к себе на огонек и мы этих уток вместе и зажарили!", — рассказывает "Сегодня" снайпер.

БРАУНИНГ ГАГАРИНА. Пристрастие к охоте свело Никандрова и с первым космонавтом. "Мы с ним встретились еще до его полета в космос в Москве на соревнованиях по стрельбе. Подружились, я показывал, как метко стрелять, а за это тезка сделал мне подарок — браунинг", — хвастается одессит. В ответ Никандров подарил Гагарину свою коллекцию патронов, которую собирал по всему миру, когда ездил на соревнования.

Реклама

ДИНАСТИЯ. Сейчас дело Юрия Степановича продолжают его сын и внук — тоже меткие стрелки. А внук учится в Донецком училище олимпийского резерва: "Вот на днях вернулся из соревнований на Кипре. Попал в десятку лучших, но этого мало, чтобы попасть на Олимпийские игры, нужно быть как минимум четвертым. Ну да ничего, у него еще все впереди!", — говорит нам Юрий Степанович. К слову, не бросает ружья пенсионер и сейчас: "Не пропускаю ни одного сезона! И с одного выстрела снимаю самого матерого волка или хитрую лису!".

ПЕРЕСТРЕЛЯЛ ЦЕЛЫЙ ЗАПОВЕДНИК

После войны, услышав о знаменитом стрелке, в Одессу приехал мастер из Москвы и предложил Юрию Степановичу убивать животных для музея. А в 49-м его пригласили пополнить зоологический музей Тебердинского заповедника на Северном Кавказе. За два года охотник повалил 8 медведей, 79 кабанов, множество туров, рысей, серн, оленей. Бывало, бежит на него стадо вепрей, а он всех за раз уложит. Местные, восторгаясь успехами одесского охотника, говорили: "Никандров, ты весь заповедник в музей переведешь!". Стрелял Юрий животным в шею, чтобы мех не повредить и сохранить морду.

Реклама

Вскоре стрелок сам взял скальпель и начал ваять чучела. На большое чучело мастеру нужно до 20 дней, а на птицу уходит 4. Делается чучело так: мастер отделяет шкурку зверя от мяса, засаливает и кладет в холодильник. Потом держит в растворе, стирает с шампунем, чтобы мех был пушистым и набивает морской травой или пенопластом. Живой взгляд он создает благодаря пластиглазу. Многих своих животных Юрий Степанович раздарил друзьям, остальные продает. Например, лису он продает за 100 долларов, а фазана за 80 – 90.