Вверх-вниз вдоль Потемкинской лестницы на фуникулере, экскалаторе и лифте

11 октября 2008, 08:30
Механизм знаменитого подъемника в Одессе претерпел три кардинальных изменения.

Начало XX века. Фуникулер возил народ за 2 копейки, фото odessatrolley.com

Реклама

Старейший на территории бывшего СССР одесский фуникулер является одной из визитных карточек Южной Пальмиры и имеет нескушную насыщенную биографию. Фуникулером любят пользоваться как одесситы, так и гости города, ведь из кабинки открывается прекрасный вид на морвокзал. Механизм работает каждый день, и отключать его приходится, в целях безопасности, только в особо массовые праздники, такие, как День города или Юморина.

8 июня 1902 года возле лестницы на Николаевском, а ныне Приморском бульваре, по проекту одесского инженера Пятницкого была построена подъемная машина, связавшая центр города с портом. Ради этого из Парижа привезли два вагончика, способных вместить по 35 человек. Одесский фуникулер представлял собой однопутевую рельсовую линию с разъездом. Во время движения спускающийся вагон помогал другому, который ехал наверх — по принципу маятника. Проезд стоил 2 копейки. В период войн — Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной — работа фуникулера была нестабильной. Бывало даже так, что он закрывался на несколько лет подряд.

Фуникулер начал регулярно работать только в 1947 году. Популярная у горожан подъемная машина медленно, но верно ветшала. Вагоны нуждались в замене, а павильоны — в капитальном ремонте. Партийные отцы города решили не тратить деньги на ремонт, а построить на том же месте современный по тем временам эскалатор. Он появился в 1970 году, а фуникулер закрыли годом раньше. Недостаток запчастей и технические проблемы (из-за отсутствия однопролетного эскалатора нужной длины пришлось разбить линию на четыре участка с промежуточными площадками) привели к тому, что через десяток лет эскалатор мог только поднимать. Лестницы с противоположного направления использовались как источник запчастей. В 1997 году эскалатор окончательно остановился.

Реклама

НОУ-ХАУ. 2 сентября 2005 года началась вторая жизнь одесского фуникулера. В новой подъемной машине вагончики вместимостью 12 человек движутся независимо друг от друга по раздельным путям. Длина трассы — 130 метров, подъем или спуск обычно занимает три с половиной минуты. "Больше всего удовольствия фуникулер приносит иностранцам, — рассказал главный механик Александр Гончаров. — Они специально приходят вечером, когда включается эффектная иллюминация морвокзала и гостиницы, плюс наша трасса подсвечивается фонарями. Садятся в вагончик и просят остановить в пути, чтобы сделать запоминающийся фотоснимок. Мы обычно не отказываем". Каких-то "чисто одесских" традиций или легенд, связанных с нынешним фуникулером, не существует. Даже свадебные церемонии обычно минуют подъемник, предпочитая Потемкинскую лестницу. В принципе, одесситы быстро привыкли к достопримечательности и в основном используют ее как средство передвижения.

Дождь фуникулеру не страшен, а вот если выпадет снег — это может стать проблемой. Если покров достигнет 20 см, вагончики уже не пойдут. Поэтому в таких случаях ранним утром (режим работы с 8.00 до 23.00) объявляется аврал и работники выходят на наклонную трассу с лопатами. В обычные дни дежурная смена — 6—7 человек: четверо лифтеров, охранник и механики. На ночь кабины загоняют в депо, как правило наверх, и закрывают ролетами. Во время форс-мажорной ситуации, например, если отключат свет и вагончики остановятся в пути, предусмотрен ручной режим их подъема или спуска с помощью специального механизама. Настоящим испытанием для "экипажа" фуникулера являются День города и другие праздники, во время которых происходят массовые гуляния на Приморском бульваре и Потемкинской лестнице. "2 сентября крыши обеих площадок облепил народ, мы позднее там кучу бутылок и прочего мусора собрали, — вспоминает Александр Гончаров. — Забираясь на крышу нижнего ангара, люди для своего удобства становились ногами на фонари. Плафоны лопались, практически все фонари внизу трассы были побиты". Но самое опасное заключалось в том, что люди лезли на трассу во время передвижения вагончиков. Лифтер, который всегда находится в салоне, может затормозить, однако на противоположной стороне трассы вместе с вагончиком движется противовес — малозаметная металлическая плита весом в три тонны, которую лифтер может увидеть только вблизи. Попасть под противовес находящемуся на трассе человеку не так уж сложно. По всем этим причинам 2 сентября около 16 часов фуникулер прекратил работу, поскольку милицейское оцепление уже не справлялось с толпой.

ЧАЩЕ ВСЕГО ИЗНАШИВАЮТСЯ КОЛЕСА

Как любой сложный механизм, тем более — перевозящий людей, фуникулер нуждается в техосмотре. Ежедневно вагончики поочередно останавливают и осматривают. Процедура в совокупности занимает около часа. В ноябре текущего года будет плановый ремонт: замена колес, канатов, ревизия электродвигателя и другого оборудования. Пока одну из кабин реставрируют в течение примерно 10 дней, другая перевозит пассажиров. Затем они меняются ролями. Обе останавливаются только в экстренных случаях. В первую очередь у фуникулера изнашиваются колеса вагончиков с покрытием из литой резины. Срок службы колесной пары зависит от качества. Например, итальянские рассчитаны на двухлетнюю эксплуатацию, а вот срок годности отечественной резины, как признаются техники, непредсказуем.