Выпускники харьковских вузов разработали электромобиль, самолет для пируэтов и легендарный танк

27 марта 2012, 11:14
В преддверии вступительной кампании "Сегодня" продолжает знакомить будущих абитуриентов с вузами первой столицы

Быть может, совсем скоро изобретения харьковских профессоров и студентов произведут фурор в украинской и мировой науке

Харьковским вузам нет равных в подготовке высококлассных специалистов. За выпускниками наших институтов гоняются известные компании. В преддверии вступительной кампании "Сегодня" продолжает знакомить будущих абитуриентов с вузами Харькова. Чтобы помочь школьникам выбрать альма-матер, мы решили разузнать о достижениях ученых наших технических университетов, которые повлияли на ход истории, а также рассказать о пока еще не признанных ноу-хау. Быть может, совсем скоро изобретения харьковских профессоров и студентов произведут фурор в украинской и мировой науке.

Правда, многие вузовские инновации находятся в стадии разработки. К примеру, в ХАИ сейчас создают ракетные двигатели для спутников, а также разрабатывают композиционные материалы, которые смогут заменить металл. В НТУ "ХПИ" совершенствуют мясные продукты: чтобы колбаса и сосиски были полезными, вместо сои предлагают использовать семена подсолнечника. А в лаборатории нетрадиционных технологий ХНУРЭ занимаются разработкой ротерной модели атома, благодаря которой ученые обнаружили новый вид материи — нейтронную. Кроме того, изобретатели совершенствуют установку, которая позволяет экономить 30% электроэнергии на подогреве воды.

Реклама

КОМПАС АБИТУРИЕНТА. Чтобы помочь выпускникам, "Сегодня" начинает спецпроект "Компас абитуриента", в котором мы объясним, как выбрать вуз и факультет по карману, по способностям и по душе

ОТ ХНАДУ: ЭКОНОМНЫЙ ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ

Реклама

"Таврия". Из обычного авто превратилась в электромобиль. Фото: ХНАДУ

Преподаватели и студенты Харьковского национального автомобильно-дорожного университета прославили первую столицу, соорудив из обычной "Таврии" электромобиль. В авто, кроме обычного двигателя внутреннего сгорания, изобретатели установили электрический. Если у вас закончится бензин — можно еще около 20 км свободно проехать на электротяге. По словам изобретателей, их новшество на колесах очень напоминает западные машины с вентельными электрическими двигателями. Однако по цене в разы дешевле, чем европейский аналог.

"За рубежом один лишь двигатель на такую машину стоит более $4000. Но мы удешевили его: на базе обычного электродвигателя создали дешевое устройство, которое ничем не хуже иностранного, но стоит около 3000 гривен", — говорит завкафедрой автомобильной электроники университета Алексей Баженов. Обновленная "Таврия" экономит и топливо: вместо привычных 8 л на 100 км, авто расходует 4 л. Но инновацию от ХНАДУ пока не оценили.

Реклама

"В "Укравто" к нашему изобретению отнеслись сдержанно, заказов о переделке машин пока не поступало. Поэтому сейчас мы дорабатываем наш электромобиль", — поясняет Баженов. Одна из последних инноваций в необычном авто — энергия, которая выделяется во время торможения подзаряжает аккумулятор, чего нет в обычных машинах.

В ХНУРЭ — ВОДНЫЕ УДОБРЕНИЯ

Для полива растений. Вода преобразуется в 50-литровом баке. Фото из архива И. Зимы

В Харьковском национальном университете радиоэлектроники создали альтернативу минеральной подкормке растений: вместо удобрений ученые предлагают поливать поля обработанной поливочной водой. Научные сотрудники ХНУРЭ Иван Зима и Владимир Жирнов изобрели резонансный магнитоаккустический реактор, который с помощью магнитов и электричества преобразует речную воду в кислую, щелочную или нейтральную — в зависимости от того, что лучше всего влияет на зелень.

"Речная вода, которая чаще всего используется для полива, очень жесткая, засаливает почву и отравляет растения. А с помощью нашего изобретения можно подобрать оптимальный полив, индивидуальный для каждого дерева или куста", — рассказал "Сегодня" Иван Зима.

Воздействие гидроудобрений впечатляет: за год туя, которую поливали водой из спецустановки подтянулась на 10 см больше, чем та, которую Зима поливал речной водой. Себестоимость установки — около 10 000 грн., но если реактор запустить в производство, он обойдется в 8000 грн. Изобретатель уверен: покупателям эта сумма обязательно вернется, ведь изобретение позволит сэкономить до 30% на электроэнергии и удобрениях.

ОТ ПОЛИТЕХА — ТАНК-ПОБЕДОНОСЕЦ

Т-34. Легендарная машина теперь красуется на постаментах. Фото: НТУ "ХПИ"

Наверное, каждый харьковчанин, гуляя возле Исторического музея или факультета военной подготовки при НТУ "ХПИ", фотографировался с легендарным танком Т-34, благодаря которому Советский Союз одолел фашистов. Но немногие знают, что мощный агрегат создавался в первой столице. В 30-е годы сотрудники и выпускники технологического института им. Ленина (теперешний НТУ "ХПИ". — Авт.) создали мощнейшую на то время боевую машину.

"Танков было много, однако наши ученые хотели создать универсальное средство с высокой проходимостью, боевой мощью, скоростью и защищенностью экипажа. Так что специально для Т-34 ученые вуза разработали дизельный двигатель и непробивную сталь, за что получили госпремию", — говорит проректор вуза по научной работе Андрей Марченко.

Благодаря политеху в Союзе выпустили около 100 000 танков Т-34. "После войны наши ученые внесли свою лепту в модернизацию танка. Так "родились" Т-64, Т-80 и Т-84, а также боевые машины нового поколения "Булат" и "Оплот", — гордится проректор.

КРЫЛАТЫЙ РАЗВЕДЧИК ОТ ХАИ

Самолет. Используют в нефтеразведке и патрулировании границ. Фото: ХАИ

С конца 1950-х в Национальном аэрокосмическом университете им. Жуковского "ХАИ" создают уникальные самолеты, которые покоряют небесные просторы без пилота! "Сконструировать перспективный самолет и испытать его — очень дорого. А рисковать жизнью испытателя — невероятно опасно. Поэтому в нашем вузе и создали ряд беспилотных самолетов для отработки опасных режимов полетов и фигур высшего пилотажа", — объяснил нам директор НИИ проблем физического моделирования университета "ХАИ" Анатолий Смоляков.

По основным характеристикам беспилотные модели ХАИ в точности такие же, как и оригиналы — самолеты "Су" и "МиГ". Однако управление ими осуществляется не с борта крылатого судна, а со специальных наземных станций управления при помощи операторов, либо же автоматически — задается программа, и самолет летит по заданной траектории.

Анатолий Смоляков уверяет: беспилотные летательные аппараты можно не только безопасно вводить в штопор или же выполнять пируэты вроде "кобры Пугачева", но и экономно использовать для практических нужд. "Одна из последних наших разработок — самолет со специальной аппаратурой, которая позволяет увидеть то, что находится под землей с высоты более 40 километров. Такие беспилотные самолеты разработаны нами для применения в нефте- и газоразведке, а также для патрулировании границ", — поясняет директор НИИ.

По его словам, новшество ХАИ — не из дешевых: авиационный комплекс из 4-х беспилотных самолетов со спецаппаратурой стоит порядка 3—4 миллионов гривен, но эта цена быстро окупается более дешевой эксплуатацией. К тому же беспилотные летательные аппараты исключают риск для пилотов при полетах в опасных условиях.