За дело Кушнарева взялись детективы

18 января 2010, 11:53
Третья годовщина. Близкие экс-губернатора хотят раскрыть белые пятна и готовят заявление в Генпрокуратуру.

Памятник Кушнареву, фото А. Пайсова

Три года исполнилось вчера со дня трагической гибели экс-губернатора Харьковщины, одного из главных идеологов ПР Евгения Кушнарева. За 2009-й многое изменилось. Как и предрекала "Сегодня", дело очень быстро положили на полку. Еще в сентябре Верховный суд отклонил обращение семьи, даже не рассматривая дело по существу. Уже в мае Дмитрий Завальный (обвиненный в убийстве по неосторожности) получил амнистию, не признав своей вины. Спустя три года семья Кушнаревых надеется докопаться до истины: готовит обращения в Генпрокуратуру и Европейский суд. Чтобы вернуть дело на доследование, сын погибшего обратился в частный сыск.

Приговор Апелляционного суда Харькова не то чтобы не устраивал родных Евгения Петровича — спустя три года близкие готовы поверить в рикошет пули, убившей народного депутата. Но близкие не могут смириться с белыми пятнами, которые следствие не прояснило. Семья ждет окончания выборов и надеется, что с новым президентом придет новый генеральный прокурор. "Мы не остановимся, пока не будет однозначных ответов, — говорит сын Андрей Кушнарев. — Перед выборами мы не стали обращаться в ГПУ, чтобы дело не использовали в политических интересах. Времени мы не теряем, сейчас с частными детективными агентствами ведем расследование. В результате надеемся получить новые сведения, в этом случае прокуратура не сможет отказать в обращении".

Реклама

Частное расследование началось полгода назад, но пока Кушнаревы раскрывать карты не готовы. "Работаем с людьми, которые не являются главными фигурантами трагедии. Мы полностью воссоздаем картину: день накануне охоты, саму охоту, то, что происходило в больнице, появляются новые факты", — говорит сын, но конкретных имен не называет. Согласен с рикошетом и брат покойного губернатора, но и ему не все ясно.

"Я знал и знаю всех участников охоты, имел возможность общаться с ними, — говорит брат погибшего Сергей Кушнарев. — Сейчас версия несчастного случая выглядит правдоподобно, но сомнений очень много. Следствию стоило бы дойти до конца, чтобы выявить факт, что был в этой трагедии злой умысел". Сомнения в том, оказали ли вовремя помощь, повезли ли сразу в больницу, остаются. "Точно мне неизвестно, сколько понадобилось времени другим участникам охоты, чтобы подбежать, понять и оценить, что произошло, — говорит Сергей Кушнарев. — Очевидно, из-за шока произошла какая-то пауза. Женя все это время был в сознании. Человек ранен, но оценить степень опасности в шоковом состоянии трудно, сложно понять, везти пострадавшего в Харьков или Изюм..."

Соратник Евгения Кушнарева и участник роковой охоты народный депутат Дмитрий Шенцев готов давать любые пояснения, если дело возобновят, но и после закрытия предыдущего расследования немногословен. "Я прекрасно понимаю желание близких раскопать истину, заинтересован в правде и сам, — сказал "Сегодня" Дмитрий Алексеевич. — Я неоднократно рассказывал, что находился далеко в момент выстрела и не видел происходящего. По моей информации, другие также не видели, как все произошло, но с материалами дела я незнаком". Предположения, что Евгения Петровича сразу повезли в охотничий домик, а не в больницу, что были некие неизвестные лица на охоте, нардеп называет враньем и политическими провокациями. "Я со всей ответственностью это говорю. В больницу мы привезли Евгения Петровича в сознании, сразу после выстрела", — утверждает Дмитрий Шенцев.

Реклама

Уже весной родственники собираются идти в Генпрокуратуру. Если результата не будет и тогда, семья обещает обратиться в Европейский суд. Но юристы скептически оценивают возможность отправки дела на дорасследование. "Деятельность частных детективов у нас в законодательстве особо не прописана, — говорит юрист Юрий Вишневецкий. — У меня нет информации, что материалы, собранные частными лицами, повлияли на пересмотры каких-то дел. Есть большие сомнения, будет ли результат. Должны быть найдены действительно веские обстоятельства".

"Воскресить" дело смогут только "вновь открывшиеся обстоятельства", но найти их детективам будет сложно еще и потому, что у них нет доступа ко всем материалам дела.

УДОБНАЯ ВЕРСИЯ О НЕОСТОРОЖНОСТИ
Вопросов после следствия у семьи экс-губернатора осталось больше, чем ответов. Многие из них в свое время озвучил сын Андрей. "Я часто был с отцом в охотхозяйстве Завального, которому принадлежит "Гай", и знаю, что он обычно у себя сам не охотится, ему жаль самому своих животных убивать. А тут, оказывается, он стрелял. Думаю, что либо он неслучайно взял в руки ружье, либо ему пришлось взять на себя выстрел, который произвел кто-то другой. Теперь насчет рикошета от дерева. Как он мог быть, если пуля из-за мягкости дерева должна была в нем увязнуть? Мне егеря говорили, что только при сильном морозе (минус 25—30 градусов) некоторые породы деревьев, такие как дуб, затвердевают, и тогда рикошет возможен", — говорил Андрей Кушнарев.

Реклама

Были сомнения и в том, что мастер спорта по стрельбе Дмитрий Завальный не мог не знать, как пуля может изменить траекторию полета, стреляя в убегающего волка. Но исход дела был предопределен еще в 2007 году. Версия об убийстве по неосторожности максимально удобна для всех, заявил тогда адвокат Дмитрия Завального Владимир Олевский.