За кулисами театра Пушкина в Харькове: кресла от Кучмы и костюмы из секонд-хенда

25 февраля 2015, 04:21
Реквизит хранится в специально отведенном цеху

Фото: А. Шульга

Реклама

Сложно представить, что современное здание театра Пушкина (ул. Чернышевская, 11) еще 12 лет назад было в руинах, оставшихся от трагического пожара 1978 года. Тогда огонь вспыхнул прямо возле сцены и уничтожил большую часть театрального реквизита и костюмов. Тем не менее кое-что сотрудникам все-таки удалось уберечь. "Сегодня" проведет читателей за кулисы харьковского театра, покажет уцелевшие в результате пожара костюм и старинный телефон, а также барельеф Александра Пушкина, который должен был украсить станцию метро.

Знакомство с театром по ту сторону кулис начнем с музея, где хранятся сотни экспонатов: от первых фотографий театра, который распахнул свои двери более 80 лет назад, до различных презентов артистам. Особого внимания заслуживает коллекция старинных программок к спектаклям. "При театре было издательство, которое печатало программки. Они были намного подробнее, чем те, которые издают сегодня, и насчитывали до восьми страниц. 80 лет назад тираж программок составлял около 5000 экземпляров, тогда как сейчас редко дотягивает до тысячи", — рассказывает заведующая литературной частью театра Ольга Андреева. Также в музее хранится барельеф поэта Александра Пушкина, который сделали в 1980-х годах для одноименной станции метро. Из двух вариантов скульптуры для подземки тогда выбрали второй, а этот барельеф поэта отдали театралам.

ДО ПРЕМЬЕРЫ. Над подготовкой спектакля на протяжении двух месяцев в театре трудится около 30 человек, не считая актеров. За это время режиссеру нужно продумать все до мелочей и обсудить это с главным художником, декораторам — позаботиться об антураже на сцене, а швеям — разработать костюмы. Особое внимание здесь уделяют последнему, стараясь шить костюмы для каждого спектакля. Однако в театре признаются: сейчас из-за дороговизны материалов приходится экономить, поэтому иногда костюм задействуют в нескольких постановках. Одежду для артистов изготовляют в пошивочном цеху, изредка кое-что находят в магазинах и секонд-хендах.

Реклама

После того как наряд готов, его называют в честь артиста, который будет выходить в нем на сцену, и несут на хранение в один из двух костюмерных цехов. Там среди 3000 нарядов есть и уникальный — спасенный во время пожара черный мужской камзол, расшитый золотистыми нитями и стразами. В театре рассказывают, что этой вещи уже 60 лет, но тем не менее она в хорошем состоянии и до сих пор "блистает" на сцене во время спектакля "Рохля".

Декорации также создают в театре. "Декорации-скульптуры сначала делают столяры, — объясняет начальник художественно-декорационного цеха Елена Степанова. — Затем мы накладываем сверху пенопласт, обклеиваем тканью и таким образом придаем необходимую форму. Потом скульптуру декорируем и расписываем огнеупорными красками".

РЕКВИЗИТ. В театре Пушкина реквизит хранится в специально отведенном для этого цеху размером около ста "квадратов". Помимо огромного количества тростей, цветов в вазах, икон, чемоданов и... настоящего чеснока, также задействованного в спектаклях, здесь можно отыскать старинный телефон, который чудом сохранился во время пожара и до сих пор исправен.

Реклама

Кстати, кресла для зрительного зала помогал выбирать тогдашний президент Леонид Кучма. В 2000-х он приехал посмотреть на строительство театра, и именно тогда решался вопрос о заказе кресел: выбирали между итальянской, болгарской и харьковской фирмами. Кучма присел в каждое из предложенных кресел, не зная, кто производитель, и самым комфортным ему показалось именно харьковское.