Житель Харькова по скелетам воссоздает образы доисторических чудовищ

18 октября 2016, 02:16
Мужчина разыскивает нетронутые человеком места

Роман Учитель. Фото: из архива мастера

Фото: prehistoric-fauna.com

Реклама

Харьковский палеохудожник Роман Учитель по скелетам воссоздает в рисунках доисторических животных, которые жили на Земле сотни тысяч лет назад. Его изображения дивных для нашего времени существ можно увидеть в музеях разных стран, на страницах научно-популярных журналов и во второй части голливудской кинотрилогии "Хоббит". Роман получил художественное образование, но всегда интересовался зоологией. "Мы с родителями жили возле зоопарка, где работала моя тетя, и детство я провел там. А еще разные животные все время жили у нас дома", — вспоминает Роман.

Как-то он посмотрел сериал канала BBC "Прогулки с чудовищами" о жизни доисторических животных.

"И расстроился, потому что 3D-графики нарисовали древних существ, абсолютно не опираясь на найденные скелеты, у животных были нелепые телодвижения и расцветка", — говорит Роман.

Реклама

После этого он попробовал самостоятельно реконструировать животных, и это оказалось востребованным. Рисунками Романа заинтересовались зарубежные музейщики и палеонтологи, с которыми харьковчанин начал сотрудничать, создал сайт, где выкладывал свои работы, начал изучать доисторическую фауну. Долгое время воссоздание животных по скелетам оставалось для художника хобби, но постепенно превратилось в основное занятие. Роман посещает музеи разных стран, где осматривает останки вымерших зверей и птиц, знакомится с учеными, которые проводят раскопки. Для визуальной реконструкции специалисты предоставляют Роману описания животных, размеры останков, время и место, где их обнаружили. Зверей и птиц художник воссоздает на компьютере, но если кости одного вида животного хранятся в разных музеях, то эскиз рисует на бумаге.

"Я собираю кости вместе в скелет, додумываю недостающие части. Раньше сразу прорисовывал и мышцы, но сейчас рука уже набита, и я добавляю их уже в финале. Последний этап, когда рисую кожу и шерсть, напоминает детектив, ведь никто не знает, какой же окрас на самом деле был у животного. Чтобы воссоздать его, я смотрю на современных животных, которые живут в той же среде обитания, где и доисторические, и часто маскируются под нее", — рассказывает художник.

Иногда ему приходится рисовать животных, скелет которых не сохранился вовсе.

Реклама

"В таких случаях приходиться опираться на собственную фантазию и еще живых родственников этого существа, если они сохранились. Даже один зуб может помочь определить принадлежность к определенному роду или виду, а его размер подсказать размер животного", — говорит Роман.

На воссоздание одного существа из прошлого может уйти от недели до нескольких лет. Если ученые предоставляют новые сведения о каком-то животном, художник делает новое, более точное изображение. Также на рисунках он помещает животных в пейзаж, отвечающий эпохе и месту их жизни. Для этого харьковчанин ездит по миру и фотографирует нетронутые человеком уголки природы. Животные доисторических эпох оказываются настолько удивительными, что иногда Роману самому сложно поверить, в то, что они могли так выглядеть. К примеру, у вымершего слона дейнотерия хобот был коротким, а из нижней челюсти торчали загнутые вниз бивни. Ученые точно не знают, как он их использовал.

Реалистичные работы Романа экспонируются в музеях Великобритании, Испании, Германии, Австралии, реконструкции использовал известный телеканал National Geographic Channel и публиковал международный научно-популярный журнал GEO. А вот украинские музеи идти в ногу со временем не спешат: предложения Романа предоставить реконструкции бесплатно их пока не заинтересовали.