Жители Донбасса: "Очереди в 500 человек на блокпостах – не редкость"

19 декабря 2017, 20:00
Оказавшиеся в оккупации люди чувствуют себя униженными из-за процедуры прохода через КПВВ и блокпосты

Фото: соцсети

Поездка через линию разграничения на Донбассе стала пыткой для тысяч людей. Ежедневно огромные толпы молодых людей, стариков, инвалидов, матерей с младенцами на руках, пересекают вроде бы условную, но такую непреодолимую "границу" между оккупацией и свободными территориями.

Контрольные пункты въезда-выезда, именуемые для простоты "блокпосты", – это какая-то цитадель унижения.

Реклама

"Концентрированное унижение и презрение к нам в одном флаконе, – говорит житель Донецка Константин. – Часами люди стоят в чистом поле в диких очередях, которые доходят до 400-500 человек – это не редкость. И только для того, чтобы съездить в город или село в 20 километрах от Донецка! Снять буквально отвоеванную у государства законную пенсию, купить нормальные продукты – что по качеству что по цене, оформить какие-то документы, отвезти ребенка или старика на консультацию к врачу… Понятно, что ради прогулки "за линию" мало кто едет, у всех дела. Хотя главное дело – выживание!".

Дончане говорят: их сумки досматриваются по обеим сторонам, кажется, в зависимости от погоды. Чем жарче или холоднее – тем дольше досмотр.

"Постоянно вопросы: что везете? А зачем едете? Кто у вас там? Где работаете?" Все как один отвечают, что едут в гости, нигде не работают. "Мясо везете? Свинину нельзя! Деньги везете? Сколько? Лекарства везете? Какие?". Как будто мы что-то запрещенное протаскиваем, – с огорчением говорит макеевчанка Лидия Зотова. – Неужели нельзя понять, что мы не от хорошей жизни по пять часов едем в Волноваху, которая вообще-то в 40 минутах езды от Донецка? Мы не можем купить себе лекарства по этим ценам, которые у нас в Макеевке. Не можем покупать продукты втридорога. Но мы хотим жить! Раньше нам помогал фонд Ахметова, от них были продукты – мы хоть могли не ездить каждую неделю за "кордон", чтобы купить муку или крупу. Сейчас нам приходиться тут умирать в этих очередях. Знаете, сколько тут "сердечников" с приступами бывает? "Скорые помощи" не уезжают с утра до вечера".

Реклама

Куда бежать? 

На днях губернатор Донецкой области Павел Жебривский побывал на всех действующих КПВВ – "Новотроицкое", "Гнутово", "Курахово" и "Майорск" и рассказал про их будущее обустройство.

"Решили, что не будем строить капитальные сооружения, так как психологически это бы воспринималось как строительство границы. Но должны позаботиться о людях – чтобы им было удобно проходить контроль и находиться на КПВВ", – заявил губернатор.

Реклама

Эти слова возымели обратный эффект. Жители оккупированных территорий расценили это как раз как обустройство настоящей границы.

"Вместо того чтобы убирать эти блокпосты, их будут еще достраивать! – возмущается житель Горловки Виктор Иванчук. – Ну поставили везде навесы, чтобы людям не сидеть под дождем или под солнцем. Да только очереди в пять раз длиннее, чем эти навесы! Биотуалеты, которые Красный Крест установил, – это вообще позор какой-то! Местные жители зарабатывают на стоящих – берут по 10 рублей, чтобы в нормальный туалет человек сбегал".

Местные жители не понимают, почему отменено автобусное сообщение через линию разграничения. Заверения властей о том, что ездить автобусами опасно (после трагедии под Волновахой в январе 2015 года, когда был обстрелян пассажирский автобус и погибли люди), не выдержали критики и проверки временем.

"А стоять в пешей или автомобильной очереди по несколько часов под открытым небом – не опасно? – задается вопросом дончанка Алина Ковалева. – Когда под боком стреляют, то пограничники прячутся в окопы – а нам что делать? Обочины заминированы, лесопосадки заминированы. Куда бежать?".

Ночевки и перевозчики

В последнее время неторопливость процедуры проверки документов у пересекающих линию разграничения и сокращение времени работы КПВВ привели к тому, что периодически у закрытых шлагбаумов остаются на ночевку десятки автомобилей. Среди них – как простые проезжающие, так и продавцы очереди. Утром за 200 грн они будут предлагать свои места желающим проехать побыстрее.

"У перевозчиков цены разные – кто-то везет за 200 грн из Донецка в Бахмут, кто-то – за 500. Все зависит от скорости прохождения блокпоста. Не знаю, как они там договариваются, не видел. Но когда мы платим – проезжаем везде быстрее", – говорит студент Андрей из Донецка.

Перевозчиков никто не любит из обычных автовладельцев, однако спрос на услуги "экспресс-доставки" огромен. На любой стене или столбе в оккупированных городах можно найти объявление с предложениями о провозе "на Украину". Забирают от дома и даже от подъезда, гарантируют быстрый проезд блокпостов и комфортабельный салон… Были бы деньги. Перевозчики покупают место в очередях, покупают "пограничников", пока остальные терпеливо ждут под дождем, снегом или солнцем своей очереди на проверку документов или досмотр.
Печальное, а иногда и страшное зрелище: приезд автобуса на КПВВ. С автовокзалов Донецка, Макеевки, Горловки и других оккупированных городов есть маршруты, которые так и называются – "до блокпоста". Первые утренние автобусы набиваются под завязку стариками. Когда автобус открывает свои двери у блокпоста, оттуда буквально выпадают несчастные люди, которые сломя голову несутся к заветному шлагбауму, чтобы занять очередь первыми. При виде семенящих старушек, еле передвигающих ноги старичков, которых обгоняют более здоровые и молодые, невольно задаешься вопросом – за что им это? Ведь действительно – концентрированное унижение на марше.