Жители Донецка: "Четыре года назад, 5 июля, закончилась наша мирная жизнь"

5 июля 2018, 14:19
"Все за минуту рухнуло, развалилось, мы остались с пакетом вермишели", вспоминают люди о приходе "русского мира" на Донбасс

Донбасс .Фото: архив

Четыре года назад, 5 июля 2014 года, пророссийские боевики оставили Славянск и Краматорск, чтобы беспрепятственно дойти до Донецка и закрепиться здесь, превратив город из промышленного мегаполиса в провинциальное селение на линии фронта.

Дончане вспоминают этот день до сих пор с содроганием.

Реклама

"Помню, как шли танки по проспекту Ильича. Как расплакалась соседка, приговаривая с ужасом: "Что же будет, что же будет?" Мы не могли понять, почему украинская армия позволила боевикам пройти почти сто километров с оружием и техникой, и теперь мы "выгребаем" последствия этого бездействия, – вспоминает житель города Андрей Зарубин. – Были мысли, что это такой тактический ход, что потом ВСУ вышибут их из города. Но шло время, боевики тут закрепились, ввели комендантский час, потом появились рубли, новые флаги, гербы с "курицей" и стало понятно, что это надолго".

Комендантский час, несмотря на его послабление (до 1 июля он длился с 23.00 до 05.00, сейчас – с 01.00 до 05.00), все равно заставляет дончан прятаться по домам уже в сумерках. Жители города иронизируют: "Ну прямо "праздник" в нашем гетто".

"Когда ввели комендантский час – примерно 10 июля 2014-го – конечно, многие не отнеслись к этому серьезно. У нас же не было такого никогда. Но когда нарушителей стали забирать боевики, держать в тюрьмах, заставляли копать окопы прямо под снарядами – это было конечно страшно. Быстро поняли, что это не шутки, а еще поняли, что у нас теперь тут самый настоящий концлагерь, где есть разрешенное время и запрещенное. Хотя комендантский час особо не распространялся на "приближенных к телу" – они гуляют и пьют до утра без последствий, их еще и охраняют", – говорит дончанка Марина Гурова.

Приход боевиков в Донецк окончательно положил конец мирной жизни. Началась настоящая война. Спешно закрывались магазины, аптеки, банки, на рынках звенела пустота. Люди выезжали куда угодно – в основном, на море – и сезон подходил, и была надежда, что все это скоро закончится как страшный сон.

"Мы уезжали очень быстро, покидав в багажник вещи без чемоданов и сумок. Детей на заднее сиденье – и пулей из Донецка! Примчались на Белосарайскую косу, на море. Думали, ну закончится все через неделю, другую, месяц… А оно все не заканчивалось, еще больше распалялось только, – вспоминает дончанин Дмитрий. – Мы каждый день новости читали и слушали, все ждали. Потом начали заканчиваться деньги. Потом позвонили соседи, что наш дом отмародерили боевики – вынесли всю технику, ковер, даже детские вещи и стульчик для кормления забрали. Семью я отвез родственникам в Харьков, сам вернулся в Донецк, посмотрел на разграбленный дом – и уехал. Четыре года я не был в родном городе, и пока тут хозяйничают боевики-мародеры – я сюда не вернусь, как ни грустно мне".

Гуманитарная ситуация в оккупированных городах с этого дня становилась все критичнее. У людей банально заканчивались деньги, съестные припасы, медикаменты. Спасать их было банально некому.

Реклама

"Мы понимали, что еще несколько дней – и все. Денег нет от слова "вообще", занять не у кого. В квартире живем мы с мужем и два больных старика – его родители, которым нужен уход, питание, лекарства. У нас оставался пакет вермишели и сахара килограмма три – все. Этим мы питались. Мы, жители города-миллионника, в Европе, а не в Африке, в ХХІ веке, а не в средневековье! Мы работали на хороших работах, вырастили детей, выхаживали стариков – и все за минуту рухнуло, развалилось, мы остались с пакетом вермишели, – со слезами вспоминает дни четырехлетней давности Юлия Сугук. – Хорошо, что потом начал работу ахметовский гуманитарный штаб, мы начали получать продукты и стало немного легче жить. Но все равно – это разве жизнь по сравнению с тем, как мы жили до всего этого? Как сейчас выживают те, кто не работает, не получает пенсию или "гуманитарку" – я не представляю...".

А тем временем жители Донецка в шоке от "новшеств" оккупационных "властей". Живущие в оккупированных городах люди уже устали от "инициатив" и выходок так называемых "властей ДНР", которые чуть ли не каждый день преподносят неприятные сюрпризы дончанам. За четыре года большинство жителей уверяют, что почти перестали реагировать на какие-то новшества, боясь за собственные нервы. Однако сдерживаться удается не всем. Люди говорят: "Что ни день – так торжество идиотизма".


Конфликт на востоке Украины начался после вторжения в апреле 2014 года российских войск на украинскую землю через границу в части Донецкой и Луганской областей. Это случилось после того, как в марте был незаконно аннексирован Россией Крым. В связи с тем, что Россия всячески отрицает свое отношение к конфликту, война выглядит как не оглашенная. В то же время мировое сообщество в лице Евросоюза, Соединенных Штатов и многих других стран осуждают агрессивные действия РФ и не признают аннексию Крыма. Россия регулярно вооружает местных боевиков, передает им технику, а также направляет на восток Украины своих военных.

В ООН констатировали, что с апреля 2014 года по декабрь 2017 года на Донбассе погибли более 10 тысяч человек и более 24 тысяч получили ранения.