Жители отрезанного от мира села на Буковине сидят при свечах, а коты ходят в дома через трещины

25 октября 2011, 08:14
Больше года назад обитателей небольшого хутора Хоровы Черновицкой области отрезал от цивилизации оползень

Жертва оползня. Таких разрушенных стихией хат на хуторе десятки. Во многих жить невозможно. Фото: М. Шевченко

В домах людей нет ни электричества, ни телефонной связи (мобилку тоже не зарядить). Вечерами селяне сидят по старинке при свечах, а еду держат в подвалах (холодильники из-за отсутствия электрики не работают).

В селе живут девять семей, среди них учителя и маленькие дети. Больше всего хоровчане боятся надвигающихся холодов: их подморозит из-за гигантских трещин развалившихся домов.

Реклама

КАК ПОСЛЕ БОМБЕЖКИ. В июле прошлого года на хуторе был оползень, разрушивший почти три десятка домов — в них жили больше сотни жителей. Около семи десятков из них временно отселили в местный пансионат "Черемош", остальных приютили соседи и родные.

Через несколько месяцев после оползня девять семей вернулись в полуразрушенные дома (мол, дома всегда лучше), где живут до сих пор.

Реклама

Разруха. Разбитую хату Бойчукам проще снести и построить новую из старых стройматериалов. Фото: М. Шевченко

Жители разрушенного хутора сами, как могут, латают дома. А хутор выглядит, как после бомбежки: покосившиеся строения, испоясанные трещинами толщиной в руку. Дом Ирины и Ивана Дойчуков треснул поперек, а коробка здания сползла с фундамента, оставив большую дыру. Когда супруги вернулись домой после оползня, то, вспоминают, стены и фундамент трещали по швам. "Мы с мужем подлатали дыры в стенах и так живем, — вздыхает Ирина Дойчук. — Прошлой зимой через эти дыры в дом попадал мороз и холодный ветер. Теперь мы хоть и подготовились к новым холодам, но после морозов будут новые дыры. Правда, на хуторе вроде как обещают скоро провести электричество".

Реклама

Латают. Иван Дойчук затыкает дыры, но в доме все равно сквозняк. Фото: М. Шевченко

КОМПЕНСАЦИИ. Жертвам оползня выплатили по сто тысяч гривен, но этих денег на покупку нового дома не хватит (в этой местности дом стоит в среднем 200 тыс. грн.). Сельчане решили на них починить заваленные хаты, если оползень не будет прогрессировать. А семья Бойчуков решила построить новый дом. Их прежняя кирпичная хата — в руинах. "Разберем ее на стройматериалы, — говорит Бойчук-младший. — Жить в ней уже невозможно". В разрушенном доме Бойчуков дыры в стенах очень широкие — туда бы смог целый кот пролезть. Уцелел только кафель.

Как признает начальник отдела по вопросам чрезвычайных происшествий Путильской райгосадминистрации Александр Кацубо, участок земли на хуторе Хоровы считается опасным из-за недавнего оползня. "Желание людей жить в своих старых домах понимаем, потому решили помочь им наладить условия существования. Летом поставили укрепления, чтобы предотвратить последствия от возможных новых оползней. Дождавшись разрешения геологов, проведем в дома сельчан электричество. Год у людей не было условий для нормальной жизни, но решение проблемы сдвинулось с места", — уверяет чиновник.

В развалюхах и по чужим углам

"Селянам выплатили компенсации. Кроме того, они могут жить в местном пансионате, — разводит руками председатель села Подзахаричи (к нему относится хутор Хоровы) Орыся Андрюк. — Правда, безопасных участков для новых домов не нашли. А пока люди мытарятся: кто в своих развалюхах, кто по чужим углам". Семьи, живущие в пансионате, жалуются на плохие условия. "Тепла нет, воду носим из колодца, который далеко. Кухня одна на всех", — сетует жертва оползня Ирина Шпанюк.

Мария Шевченко