Жители "серой зоны" о цене своей жизни: "Все рано или поздно наладится. Лишь бы не стреляли!"

6 февраля 2018, 08:00
Население прифронтового поселка благодарны волонтерам из Гумштаба

Выдача. Живущие в серой зоне не чувствуют себя обездоленными. Фото: fdu.org.ua

Жители прифронтового поселка городского типа Верхнеторецкое в Ясиноватском районе Донецкой области уже несколько дней напуганы странной новостью о том, что контрольный пункт въезда-выезда "Майорск", который находится в Бахмутском районе, будет перенесен на территорию их поселка. Государственная пограничная служба Украины уже заявила, что эта "новость" — не более чем слухи, выдумка, призванная дезориентировать жителей.

"Не представляю, зачем надо было придумывать такое? — удивляется жительница Верхнеторецкого, пенсионерка Анна Алексеевна. — Как будто мало нам потрясений, как будто нам тут скучно живется…"

В Верхнеторецком и в других селах возле линии разграничения живется действительно очень "нескучно". До начала этого года поселок был разделен на две части, подконтрольные разным сторонам конфликта. Можно только представить, как жилось селянам, вынужденным по несколько раз в день пересекать условную "границу" по пути домой или на работу.

Реклама

"Документы всегда с собой, и паспорт, и на дом. Потому что часто военные просили предъявить или объяснить, с какой целью и к кому люди едут в Верхнеторецкое, — рассказывает житель Николай Николаевич. — А ведь у нас рядом дачный поселок, ближе к речке Кривой Торец, там дачные домики. И в них никто же не прописан, они как частная собственность. Так дачники не могли проведать свои дома, даже когда у них на руках были документы о владении недвижимостью. Страшно было туда идти — и заминировано может быть, и снайпер может работать…"

Почувствовали местные жители на себе и работу снайперов, и минометные обстрелы. Десятки их соседей оказывались под минами и под пулями, попадали в больницы с многочисленными ранениями. Кто-то натыкался на минную растяжку в собственном огороде.

"Все это время было очень страшно. Когда в 2014-м война началась, у нас людей в поселке почти не осталось. А как выживать, если магазинов и аптек нет, хлеб не привозят, хорошо если припасы есть. Как вспомню, что старики наши плакали, боялись, что от голода умрут — так аж самой не по себе. Когда стали привозить продукты от Гуманитарного штаба Рината Ахметова, тогда все как-то успокоились, волонтеров как родных встречали, — рассказывает жительница Верхнеторецкого Марина. — Сейчас вроде чуть получше, но все равно — у многих живности уже не осталось никакой, ни коров, ни поросят, мало кто на огородах работал — поуезжали же… Но я думаю, все рано или поздно наладится. Лишь бы не стреляли!"

Жители Верхнеторецкого пытаются вернуться к обычной жизни, но пока не очень получается. На неподконтрольных территориях остались семьи, друзья, жилье, работа.

"Мы пережили такое, что никому не пожелаешь. У нас половина поселка стоит с выбитыми окнами и пробитыми крышами, бывало, снаряды тут летали круглосуточно. Мы теперь знаем цену жизни, — утверждает Николай Николаевич. — Когда война закончится окончательно, мы приведем свой поселок до ладу. Не хочется чувствовать себя совсем обездоленными! Хорошо, что нам помогает Гумштаб. Недавно волонтеры рассказали, что за все это время сделали больше 500 выездов в разные прифронтовые города и села — и наш поселок тоже в этом списке. Мы им очень благодарны!"

Напомним, недавно мы писали о том, что мобильные волонтеры доставят гуманитарную помощь для 45 сел и поселков "серой зоны" (список).