Жизнь Донецка после обстрелов: стены, заделанные фанерой, артиллерийская "дискотека" и недовольные Россией

3 июня 2016, 07:52
Пострадавшее жилье восстанавливают сами владельцы

Фото: Соцсети

Реклама

Микрорайон Текстильщик в Кировском районе Донецка, расположенный близко к линии разграничения, пытается жить той жизнью, которую у него чуть было не отняли два года назад. Тогда, летом 2014-го, эта часть Донецка подверглась сильнейшему обстрелу и как впоследствии оказалось – не последнему. Зимой 2015-го осколки снарядов влетали в жилые дома, пострадали рынок и дороги, были ранены и убиты несколько человек. Сейчас по вечерам жители Текстильщика слушают, как боевики так называемой "ДНР" посылают смертоносные "посылки" в Марьинку, где находятся украинские бойцы.

"Чуть ли не каждый вечер у нас "дискотека" – так мы называем стрельбу. В последнее время боевики активизировались, до этого зимой, можно сказать, было затишье. В основном, стрельба идет из соседнего района – Петровского, который ближе всех к Марьинке. Нам остается только молиться, чтобы украинцы не открыли ответный огонь. Мы знаем, где позиции боевиков – в лесопосадке, на территории хлопчатобумажного комбината (ХБК). А прошлой зимой "Грады" стреляли аккурат возле моего дома, стояли на дороге четко под моими окнами", – вспоминает житель Текстильщика Егор Красников.

Поняли, что ждать нечего

Реклама

Поводом выругаться является и тот факт, что пострадавшее жилье восстанавливают сами владельцы. "Власти" Донецка, без устали вещающие, как они заботятся о мирных жителях и сколько километров дорог в центре города подметено за последний год, как-то позабыли помочь жителям разрушенных квартир. Впрочем, какие-то люди из ЖЭКа приходили в прошлом году и даже составляли какие-то акты разрушений, однако дальше этого дело не пошло.

Фото: Соцсети

Реклама

"В квартиру друзей в доме на улице Жарикова прилетело прошлой зимой. Вывалился кусок стены под кухонным окном, кухня превратилась в месиво вместе с ванной. Квартира на первом этаже, поэтому хозяева кое-как прикрыли дыру фанерками, заложили кирпичами и переехали к родителям. Никто к ним не приходил и не предлагал ремонт, даже комиссию из ЖЭКа они чуть ли не силком притащили, чтобы те задокументировали разрушения. Сами сделали фотографии квартиры, отнесли документы в "центр восстановления"… В общем, прошлой осенью поняли, что ждать нечего. Поставили новые окна, наняли строителей, которые дыру в стене заложили, ванную отремонтировали – в общем, все это влетело в увесистую копеечку, – рассказала Инна Гадиевская, жительница микрорайона. – У двух других знакомых пострадали автомобили, один микроавтобус вообще сгорел дотла – и никакой страховки, никакой компенсации никто не получил".

Единственное, на что сподобились "власти", – ремонт пострадавшего здания поликлиники больницы № 27. Она снова работает, а ведь раньше врачей рассадили по всему району, и узнать, где именно находится участковый терапевт, было не всегда возможно – никто не знал и спросить было не у кого...

Возвращаются не все

Сейчас на Текстильщике наблюдается своего рода легкий квартирный бум: здесь активно (и по заверениям риелторов – весьма успешно) продаются квартиры и здесь же они не менее активно покупаются. Двухкомнатные по $15-18 тысяч уходят как горячие пирожки, правда, в состоянии "требуется косметический ремонт". "Однушки" по $10 тысяч – можно найти, если искать людей, спешно выезжающих и "сбрасывающих" квартиру за смешные, по нынешним меркам, деньги.

Фото: Соцсети

"Возвращается много людей. Таких сейчас называют "возвращенцами". Только в нашем подъезде вернулись две семьи, которые беженцами два года назад поехали в Россию – тогда боевики много людей вывозили автобусами. Одна семья мечтала оказаться в Москве или Питере – но их привезли куда-то в Сибирь. Эти два года они работали там и собирали деньги на обратные билеты. Подробностей своей жизни не рассказывают, но говорят, что по сравнению с тамошней бедностью наши самые депрессивные шахтерские города выглядят просто шикарно", – поведала жительница дома по улице Терешковой Анна Марченко.

Есть те, кто пока не собирается возвращаться. Окна их квартир все так же заклеены крест-накрест скотчем, а где-то вот уже второй год ветер треплет покосившиеся от взрывной волны рамы остекления на балконе – хозяев нет, некому поправить. Для тех, кто ремонтируется, грузовичок привез новые окна. Возле лесопосадки, по улице Высоцкого, коммунальщики латают дыры от осколков в асфальте – ставят аккуратные "заплатки". А вот в стене дома на улице Жарикова огромную дыру просто заложили фанерой изнутри, до нее руки коммунальных служб второй год никак не могут дойти.

В целом жители Текстильщика, как и все нормальные люди, стремятся вернуть свою прежнюю мирную жизнь. Вот школьная спортплощадка, где суровый физрук покрикивают на заигравшихся детей из пришкольного лагеря. Вот салоны красоты, если можно назвать словом "салон" крохотные киоски два на три метра площадью. Изнутри доносятся звуки фена – жительницы Текстильщика хотят быть красивыми даже в такое смутное время.

Индикаторы жизни

Центр жизни Текстильщика – два рынка. В позапрошлом году на один из них – "Сокол" – прилетели сразу несколько снарядов. "Вы думаете, кто-то разбежался? Ну, кто-то и убежал, а часть продавцов переждали обстрел и снова начали торговать, как ни в чем не бывало, – вспоминает Егор Красников. – Конечно, зрелище после обстрелов было страшное. Многие не выдержали, закрыли свои павильоны и уехали. Рынок заполнен чуть больше чем наполовину, но знаете – он как индикатор. Если отсюда уйдут люди – значит, точно, все, конец".

Фото: Соцсети

На другом рынке – "Меркурий", он же "Казачий привоз" – жизнь бьет ключом. Торгуют всем чем можно – продукцией местной табачной фабрики, подержанными телефонами, засушенной рыбой, носками и батарейками. Рядом – продуктовые ряды, чуть поодаль – грустный, недавно открывшийся под новой вывеской супермаркет. В соседстве с рынками, где покупатели и продавцы – родственники или соседи друг другу – магазины начисто проигрывают.

"Продуктовые магазинчики открываются на каждом углу. Это не только у нас на Текстильщике, это вообще в Донецке такая новая тенденция. И везде есть украинские продукты, их и покупаем. Все уже это поняли, возят с подконтрольных территорий хоть по чуть-чуть, но чтобы было", – отметила жительница микрорайона Юлия Мась.

Что осталось неизменным – так это полное игнорирование правил дорожного движения всеми участниками процесса. Вот безуспешно мигает зеленый сигнал светофора для пешеходов – несколько авто напролом едут по своим ну очень важным делам. Вот человек на мопеде вообразил, что он пешеход, и ринулся в толпу переходящих дорогу. Все как обычно, на Текстильщике знают, чего надо по-настоящему бояться.