Жизнь моряка: какие пираты самые опасные и почему украинские продукты – лучшие

7 февраля 2015, 04:21
"Сегодня" начинает спецпроект, в котором расскажет о морских приключениях

Фото: из архива А. Стовманенко

Реклама

Старший помощник Андрей Стовманенко, уроженец Ильичевска Одесской области, в море — с 2001 года, а на иностранных судах или, как говорят моряки, "под флагом", работает последние девять лет. За это время Андрей успел побывать во всех океанах, кроме Северного Ледовитого, и на всех континентах, кроме Австралии. А его первый рейс был в Индию.

"Как правило, первые рейсы самые трудные, — рассказывает Андрей. — Молодым морякам приходится идти в низкосортные компании — из-за отсутствия опыта в другие не берут. Вот и приходится работать на старых судах без кондиционеров и какого-либо другого комфорта. В свой первый рейс я на таком старом судне следовал в Индию, затем в Россию и назад, в Украину. Сложнее всего было привыкнуть к климату. Ведь в Украине было довольно прохладно, а в Индии — невыносимая жара".

Сейчас старпом работает на танкерах, до этого попробовал себя на универсалах и сухогрузах. "Быть моряком тяжело. Приходится быть длительное время в разлуке с семьей. Кроме того, это смена климата, пищи, частая смена людей, замкнутое пространство, железо вокруг. Сейчас проще переносить плавание благодаря современным технологиям: кто-то общается по видеосвязи с родными, кто-то играет в игры, кто-то занимается спортом, если на борту есть спортзал", — признается моряк.

Реклама

А по возвращению морякам в городской суматохе приходится даже заново привыкать к светофорам — ведь на адаптирование к "земной" жизни необходимо время. Еще сложно воспринимать новости. "На судне мы получаем новости, но из одного источника и только самые основные. Непросто потом справиться с потоком информации на берегу", — признается он.

"ПРИКЛЮЧЕНИЯ НЕ РАДУЮТ". Несмотря на то что наш герой с детства мечтал быть моряком и зачитывался книжками о приключениях, Андрей бы не хотел, чтобы его сын ушел в море. "Сейчас в этой профессии нет места романтике. При нынешних технологиях от капитана и команды зависит не так много. Это раньше нужно было взять груз и доставить из точки "А" в точку "Б", а сейчас надо доставить груз и ни с кем не поссориться", — признается Андрей.

А вот приключения, о которых мы так жаждали узнать, в реальной жизни моряков отнюдь не радуют. "Хочется без них работать", — смеется старпом. По его словам, даже шторм — это штатная ситуация для моряка, хотя и опасная. "Сейчас я работаю на больших судах, размеры которых можно сравнить с почти с тремя футбольными полями. И правильно управляться с ними в шторм — дорогого стоит", — признается собеседник. Впрочем, самыми опасными остаются встречи с пиратами. "Однажды мы шли в Западную Африку. Для этого пришлось обмотать пароход колючей проволокой и взять на борт несколько автоматчиков", — вспоминает помощник капитана. Кстати, западно-африканские разбойники, хотя и менее известные, но намного опаснее сомалийских — за шесть лет они захватили 291 судно, а сомалийцы только 107. Нападают они исключительно на танкеры, которые перевозят нефтепродукты.

Реклама

Семья и близкие — не единственное, по чему скучают в рейсе. Наш собеседник признался, что в любой другой стране продукты намного хуже, чем в Украине. "Овощи пластмассовые, мясо безвкусное, а хлеб — со сроком хранения в девять месяцев. Он может неделями стоять на столе и даже не черстветь", — рассказывает моряк и добавляет, что возвращаясь на родину, первым делом налегает на селедку. 

За 14 лет Андрей успел поработать с разными экипажами. Обычно в офицерском составе – выходцы из стран СНГ, а рядовые члены команды — китайцы и филиппинцы. "Проще всего работать с чехами, словаками — у нас много общего в менталитете, традициях. А вот с китайцами случаются сложности — у них очень плохой английский, и они порой отказываются следовать международным стандартам", — рассказал моряк.

ПРОГРЕСС. Современные суда впечатляют не только размерами, но и техническим обеспечением, которое помогает морякам. Вот только для работы надо хорошо знать английский язык — ведь на нем все инструкции.

СТИХИЯ. Даже самый сильный шторм в море — это штатная ситуация, при которой нельзя теряться, а надо справиться, сохраняя хладнокровие и спокойствие. И примером тут для всех служат капитан и его помощники.

ЧУДЕСА ПРИРОДЫ. Порой моряки могут несколько месяцев не ступать на землю, следуя из порта в порт. Тем не менее, морские пейзажи всегда могут порадовать морскими чудесами: стаями дельфинов или океанских птиц.