Жизнь в убежищах Донбасса: без света, воды и с кучей болезней

26 ноября 2014, 07:52
Спасаясь от обстрелов, многие дончане ночуют в подвалах и боятся, что укрытия в любую минуту могут стать братской могилой

Жители Донецка вынуждены прятаться в подвалах. Фото: AFP

В Донбассе ежедневно продолжаются обстрелы жилых районов. За долгие месяцы войны на Востоке многих жителей региона уже давно перестал пугать грохот тяжелой артиллерии или стрельбы под окном, а вид разрушенных, обгорелых многоэтажек больше не приводит в шок. Но за каждым обстрелом скрывается другая, более ужасающая картина – жизнь под землей. Каждую ночь многие жители региона, спасаясь от обстрелов, проводят в подвалах своих домов, больниц и бомбоубежищ. Для некоторых подземелье стало вторым домом.

Жительница небольшого шахтерского города Кировское Оксана в подвале своей многоэтажки прожила целую неделю. Вспоминает, в августе город обстреливали настолько сильно, что даже боялась подняться в собственную квартиру. "Считай, в чем ночью выбежали – так и жили. Весь город дрожал от взрывов, а люди вздрагивая от страха, прятались по подвалам. Некоторые мужчины вызвались добровольцами, и когда все ненадолго стихало – поднимались в квартиры за продуктами и вещами. Мы давали им ключи и говорили где что лежит. По возвращению смельчаки рассказывали, у кого окна вылетели, а к кому в квартиру попало".

Реклама

По словам Оксаны, каждую минуту подвал их дома мог стать братской могилой. "Мы боялись, чтобы не повредило газовую трубу, иначе мы могли сгореть заживо! Но беда пришла откуда ее не ждали – не выдержал водопровод. В подвале лопнула труба и нас начало немного затапливать. Мужчины быстро перекрыли воды, но даже десять минут хватило для того, чтобы под ногами образовалось болото. Где-то двое суток спали на отсыревших матрасах – пока они не высохли. Была ужасная духота и влажность не выносимая. Сейчас город немного реже обстреливать стали, но, все кто остался – хорошо знают, где находятся убежища и оборудованные подвалы. Многие даже не так за квартирами следят, как за подвалами. Перенесли туда необходимые вещи, смастерили топчаны, стулья и лавочки. Уже у всех давно есть неприкосновенный запас воды и медикаментов. В общем, к подвалам многие относятся как к святыне – сносят все что нужно. Говорят, что в соседнем доме люди даже дизель-генератор где-то раздобыли", – говорит собеседница.

Смотрите ФОТОпроект: Донбасс без лишних слов

Немного проще жителям частного сектора. Дончанка Елена Шевченко свой погреб в доме укрепляла все лето. "Мы свой погреб оборудовали будь здоров – в шутку бункером его называем. Там у нас матрасы, консервы, свет от аккумулятора, динамо-фонарь, аптечка и обогреватель на удлинителе. Где-то неделю там можно прожить даже не выходя на поверхность. Одна проблема – нет канализации. Вместо этого – ведро. Тут уже не до комфорта. Но, ведь сами понимаете, если долго жить рядом с отхожим ведром – антисанитария может образоваться жуткая и заболеть можно всякой гадостью, которую при нынешних условиях не вылечить, тогда уж лучше прямое попадание снаряда – и никаких мучений", – говорит собеседница.

Реклама

Впрочем, для многих дончан и жителей соседних населенных пунктов подземные убежища стали настоящим домом. Как рассказал Сегодня.ua волонтер группы Ответственные граждане Евгений Шибалов, сейчас в 15 убежищах шахтерской столицы в буквальном смысле проживает около 700 человек, треть из которых дети. "Условия у них прямо скажем кошмарные. Отопления нет нигде, кое-где есть свет, мало где есть водопровод и только в двух или трех убежищах есть канализация. И в таких условиях люди живут круглосуточно! Температура в этих убежищах конечно плюсовая, но там очень холодно – люди круглосуточно ходят в теплой одежде и спят также", – говорит волонтер.

Самая большая проблема, отмечает волонтер, то что из-за артобстрелов люди лишились своих домов и им больше некуда идти. В обстреливаемый Донецк большинство из них переехало из небольших городов так называемой буферной зоны – Марьинки, Ясиноватой и Авдеевки. Меньше здесь жителей шахтерской столицы. "Трагедия заключается в том, что эти жуткие убежища стали вторым домом для пожилых людей и мамы с детьми. И при этом большинство мам являются матерями-одиночками. То есть это люди, жизнь у которых и до войны была не сахар", – отмечает волонтер и добавляет, что многие не переезжают по двум основным причинам: "Во-первых, тут надо учитывать, что мы имеем дело с психологической травмой – в результате боевых действий люди элементарно напуганы. Они лишены доступа к информации, они не знают, что происходит за пределами их убежищ – поэтому они бояться далеко отходить от единственного места, где чувствуют себя в безопасности. Прежде чем им предлагать уехать – с ними должен работать психолог. Во-вторых, к сожалению, украинское правительство не предложило полноценный план эвакуации. Поэтому, когда людям предлагают уехать, они спрашивают: "Куда и что мы там будем делать?". Бежать от одной неизвестности в другую… Они считают, что принципиально для них ничего не измениться. Во многом они правы", – говорит волонтер.

Часто болеют

Реклама

Еще одна проблема жизни в убежищах – жуткая антисанитария. Среди жильцов постоянно кто-то болеет, а из-за обстрелов сюда часто не выезжают машины скорой помощи. Болеют здесь часто, при этом лекарств катастрофически не хватает. Список болезней самый разнообразный – начиная от кожных заболеваний и заканчивая педикулезом. "У нас был случай, когда девочка заболела кожной инфекцией. Так, пока мы для нее ездили за лекарством и пока мы доехали до убежища – больных было уже четверо. Хотя между первым звонком и нашим приездом было всего полдня", – рассказывает Евгений Шибалов.

Впрочем, врачи успокаивают – говорить об угрозе эпидемии пока рано. "Эпидемией считается ситуация, когда заболевает от 100 тысяч человек и больше. Люди, которые находятся в убежищах, могут заболеть либо банальной вирусной инфекцией, либо тем, что связано с антисанитарией – чесотка, педикулез и т.п. Может быть и заболеваемость кишечной инфекцией – кто-то что-то съел не то, не вымыл как следует руки, и тогда подхватывают все. Скорее, от постоянной сырости, отсутствия света и свежего воздуха у людей могут обостриться их хронические заболевания. Но пугать смертельными эпидемиями, а тем боле масштабными никого не надо", – отмечает терапевт Виктор Волков.