Знаменитые деревья Одессы: дуб-партизан, тополь любви и гигантская секвойя

31 августа 2010, 18:46
Зеленая история. Акации на Александровском служили виселицами, а первый "императорский" дуб… украли

Реклама

Разнообразие видов деревьев позволяет Одессе считаться "зеленой столицей" Украины. Шутка ли, у нас растет даже японская вишня! Одну, например, можно увидеть в маленьком дворике на Пастера, 25. В апреле-мае, когда привитая на дикую черешню сакура цветет, местные жители, подражая японцам, пьют под ней зеленый чай. "Танка, правда, не сочиняем: не умеем", – говорит пенсионер Николай.

А в Одесском ботсаду есть единственная в городе гигантская секвойя – та самая, что у себя на родине, в Калифорнии, может достигать высоты 60-этажного дома. Верхушка самой высокой секвойи – имени генерала Шермана – раскачивается на расстоянии 135 метров от подножия. Наше "мамонтовое дерево" (так еще называют секвойю) небольшое – всего 40 метров. Больше расти не позволяют одесские климат и почва.

Как известно, почти все деревья Одессы – привозные. Когда русские войска взяли крепость Хаджибей, в ней росла одна старая груша, которую даже обозначали на тогдашних картах в качестве ориентира. Потом грушу спилили, но совсем без зелени в степной пыльной Одессе было грустно и строители города начали активно сажать деревья. Особенно много поработал в этом направлении Иосиф Дерибас и его младший брат Феликс. Последний подарил одесситам свой сад, который с тех пор называется городским. Сегодня в Одессе произрастает почти семь сотен видов деревьев, свезенных со всех концов планеты. Эдакий растительный интернационал…

Реклама

Сотрудник кафедры ботаники ОНУ имени Мечникова Владимир Немерцалов провел для "Сегодня" небольшую экскурсию по "зеленой" Одессе. Естественно, нас интересовали "самые-самые" деревья.

Самыми "древними" оказались вековые гингко билоба, которые растут во дворе библиотеки имени Горького и на территории биофака. Гингко еще называют "живыми ископаемыми": они господствовали на Земле одновременно с динозаврами. В Японии на свадьбах характерные двулопастные листья этого дерева разрывают на две части. Одну дают невесте, другую – жениху. Считается, что это скрепляет узы брака. А еще листья гингко широко используются в косметологии и фармакологии.

Самое старое одесское дерево – дуб "Черная ночь" на проспекте Шевченко. Старше города – его посадили черноморские казаки в 1791 или 1792 году, когда пришли к консенсусу относительно вопроса, оставаться ли в украинских степях или переселяться, как повелела императрица Екатерина, на Кубань. Решили переезжать и оставили на память будущим поколениям величественный дуб. Сегодня вокруг него повырастали здания, которые требует снести экологическая общественность. Кстати, всего в городе примерно 200 вековых деревьев, 27 из которых находятся под охраной государства как памятники природы.

Реклама

Самое недолговечное и маленькое дерево – клещевина, или "касторовое" (из него добывают касторовое масло, касторку). На родине, в тропиках, клещевина живет много лет и вырастает до 10 метров, у нас – проходит весь жизненный цикл за год, после чего умирает, оставаясь небольшим кустиком.

Самым большим (свыше 50 м в высоту и 1,5 м в диаметре!) деревом ученые называют огромный "пушкинский" тополь во дворе дома №19 по Торговой. По одной из легенд, Александр Пушкин залазил по его веткам в окно жены коммерсанта Ризнича, по другой – этот тополь поэт посадил в честь все той же красавицы.

Второе "пушкинское" дерево – платан – растет возле памятника поэту на Приморском бульваре. К Александру Сергеевичу он не имеет никакого отношения, поскольку был посажен одновременно с установкой монумента в 1880-м году.

Самое тяжелое дерево – часто встречающееся в городе "каменное", оно же каркас. Его древесина тонет в воде и отличается необыкновенной твердостью. А самое легкое – павловния (ее легко узнать по огромным листьям). Один из нынешних кандидатов на пост мэра предложил засадить павловниями одесские склоны – для их укрепления. Ботаники выступили против. По словам сотрудницы Ботсада Ларисы Осадчей, у павловнии очень хрупкие ветки, полые изнутри, которые будут ломать суровые зимние ветра. "Так что, идея неудачная", – констатирует она.

Самые ядовитые наши деревья – лаковое (токсикодендрон) и бобовник анагиролистный ("золотой дождь"). Отведав их листьев или плодов, можно умереть. Самая дорогая древесина – у тиса ягодного ("красного" дерева). В Древнем Египте из него делали саркофаги. Самое вонючее дерево – айлант. Его молодая поросль источает неприятный запах, зато плоды, говорят, повышают потенцию. По местной легенде, именно плоды айланта регулярно потреблял некий весьма пожилой преподаватель геолого-географического факультета Одесского университета. В результате, когда профессору "стукнуло" 68, у него родился сын. Злые языки, правда, называют иные причины профессорской удачи.

Самые причудливые деревья растут у Оперного театра, на 5-й Фонтана и площади 10-го апреля. Это специально сформированные садовниками софоры японские и шелковицы с извивающимися ветвями. Когда саженец совсем маленький, ему срезают верхнюю почку, переворачивают и прищепляют на то же место. Веточки пытаются расти вверх, но не могут и извиваются.

Самое заслуженное дерево – дуб в Обсерваторном переулке. Когда в 1942 году румыны хотели спилить его на дрова, один из них свалился, сломав себе шею. Захватчики плюнули и отступились от дуба, а местные жители прозвали его "партизаном".

Самые трагические деревья растут на Александровском проспект. В октябре 1941 года партизаны Молодцова-Бадаева взорвали румынскую комендатуру. В отместку оккупанты повесили на акациях сотни жителей города. Где-то в недрах проспекта об этом сообщает мемориальная табличка.

На территории Сухопутки, на 4-й Фонтана, растет "императорский" дуб, который, по легенде, посадил сам Николай II. Еще одно "императорское" дерево в 1875 году посадил дед Николая Александр II, закладывая нынешний парк Шевченко. Правда, спустя год дубок... выкопали и унесли неизвестные злоумышленники, и, чтобы скрыть конфуз, городской власти пришлось установить на том месте триумфальную колонну.

Олег Константинов