"Звезды в шоу "Ледниковый период" катаются практически бесплатно"

3 февраля 2008, 17:01
Чемпион мира по фигурному катанию и продюсер проекта "Ледниковый период" рассказал "Сегодня", как занимался спортом ради освобождений от школьных уроков и о том, что ушел со льда не покорив Олимпиаду, зато красиво

А. Лесик

Реклама

— Илья, как пришла идея заняться фигурным катанием?

— Когда я начинал, фигурное катание было самым престижным видом спорта в нашей стране. Детей просто поголовно отводили в спортивные секции. И стремиться было к чему — тогда было много успешных фигуристов, таких, как Зайцева, Пахомова, Белоусова... Хотя сначала мне нравилось заниматься потому, что мне давали письма, освобождающие от занятий в школе. А потом я втянулся. В спортшколу, когда мне было всего пять лет, меня отдала мама. Только сейчас понимаю, чего это ей стоило: она работала на двух работах и при этом пыталась сделать из меня достойного спортсмена. Вставала с рассветом и везла меня в спортивную школу с тремя пересадками, потом мы еще минут двадцать шли пешком, и так два раза в день.

— Говорят, свою партнершу по льду и будущую супругу Ирину Лобачеву вы впервые увидели еще в шестилетнем возрасте.

Реклама

— Так оно и было! Какое-то время мы с ней тренировались в одной группе, потом, когда мне стукнуло 10, я покинул одиночное катание и занялся танцами. Только через восемь лет судьба вновь нас свела вместе, но я уже был в паре с Мариной Анисиной, а вот у Иры партнера не было, она даже подумывала и вовсе уйти из спорта, тогда мы с ней и начали дружить…

— Вы покинули большой спорт в 28 лет. Не рано ли? Ведь фигуристы и после тридцати могут успешно выступать.

— Вы знаете, у некоторых спортсменов во время этих бесконечных выступлений проявляется хроническая усталость, наступает апатия, такие моменты бывают у всех. Кроме того, кажется, что твои возможности уже исчерпаны и ты перестаешь развиваться. Я ушел со льда будучи уже чемпионом мира, непокоренной оставалась лишь Олимпиада, но к тому времени мне было бы уже за тридцать, я реально оценил ситуацию и решил закончить, по крайне мере, красиво.

Реклама

— А сейчас не жалеете?

— Я получил все, что хотел, конечно, кроме олимпийского азарта. Но, с другой стороны, это лишний стимул к тому, чтобы себя еще в чем-то реализовать. Не могу долго сидеть без дела, шоу "Звезды на льду" тому пример.

— После "Звезд на льду" появился "Ледниковый период", может, будет и третья часть ледового шоу?

— Моей задачей было лишь изменить формат проекта, так как точное его копирование не имело бы успеха у зрителей. Повторить успех — вечный соблазн. Я же попросил, чтобы изменили название, потому что ледовое шоу — не какой-то там сиквел, чтобы называться "Звезды на льду-2". В обновленном шоу появился Александр Жулин и его команда, благодаря этому удвоился азарт, а рейтинги "Ледникового периода" побили рекорд предыдущего шоу. Конечно, были опасения, что продолжение проекта может сорваться, но такого созвездия, которое было на "Ледниковом периоде", не было ни в одном подобном шоу, даже на "Последнем герое". Нам удалось войти в одну реку дважды, а вот удастся ли в третий раз… не знаю. Люди неожиданно полюбили фигурное катание, так же внезапно могут и разлюбить.

— Насколько отличается телевизионный вариант от той программы, с которой звезды появляются в городах России и Украины?

— В турне участвуют далеко не все — сюда я приглашаю только тех, кто может с этим достойно справиться, тех, кого я хочу видеть на льду. Цель ледового шоу — не борьба, не конкуренция и даже не интимные подробности — а в первую очередь творчество, реализация талантов и красивое шоу.

— Как формируется пара? Все зависит от физических возможностей партнеров или от их предрасположенности? Наверное, звездам нелегко угодить...

— Оба параметра очень важны. Например, к Татьяне Навке, у которой завидный рост, нужно было подобрать не менее высокого партнера, теперь она прекрасно смотрится с Маратом Башаровым. Но не менее важна и психологическая совместимость, из-за которой у нас в этом сезоне шоу не досчиталось нескольких пар. Ребята пробуют, но не у всех получается, возникает какое-то напряжение и неприязнь, это видно издалека. Настаивать на том, чтобы они оставили свои амбиции и несмотря ни на что продолжали тренироваться — глупо, поэтому я подобрал им других партнеров. А некоторые пары сложились сами собой.

— Почему? Кто-то уже имел совместный опыт?

— Очень немногие партнеры общались друг с другом до проекта. В первом сезоне знакомы были лишь Певцов с Леной Бережной, но из-за травмы ноги актер не смог выйти на лед. Некоторые фигуристы знакомы между собой, но со звездами им редко приходилось общаться.

— Насколько успех пары зависит от хороших отношений между партнерами?

— Если есть доверие, соответственно партнеры больше отдаются технике, которая и влияет на конечный результат. Хотя в нашем шоу больше эмоций, чем технического спорта, и если между кем-то возникнет взаимная симпатия, то выступления этой пары становятся только интереснее и ярче.

— Каждое новое выступление фигуристов — это новый номер. Сколько их уже на вашем счету?

— О, если сложить оба сезона, то получится… больше 150! Первые номера мы придумывали еще до начала шоу и даже до отсутствия кандидатов. Но уже с премьерным выпуском "Звезды на льду" участники сами стали предлагать мне свои идеи. Например, Навка является поклонницей ранних произведений Аллы Борисовны, вот мы и создали им с Костомаровым номер под "Не отрекаются любя", глядя на который, зрители не сдерживают слез. Екатерина Гусева как-то призналась мне, что хотела бы побывать в роли цыганки, а Антон Сихарулидзе — станцевать лезгинку на льду.

— Выгодно ли быть участником проекта или гонорары звезд неодинаковы?

— Могу лишь сказать, что спортсмены не считают себя обиженными, наши гонорары не уступают европейским. Почти все получают одинаково, так как все они — чемпионы Европы и мира. Что касается звезд, то они катаются практически бесплатно — кому-то это просто интересно, а кто-то этими выступлениями поддерживает свою популярность. Их фамилии в шоу — это их марка. Все, кто находится на льду во время представления, и я в том числе, застрахованы от всего, что может приключиться. А за кулисами всегда присутствует врач.

— Довольны ли вы тем, как прошло шоу в Одессе?

— Я действительно рад, что завершающее шоу года мы провели в Южной Пальмире. Однако очень жаль, что Одесса, в которой была сильная школа фигурного катания, выпустившая таких великих спортсменов, как Галина Смилевская, Оксана Грищук, Руслан Гончаров и Елена Грушина, отстранилась от ледового вида спорта. Доказательство тому хотя бы то, что лед мы привозим с собой на грузовиках.

ВДОХНОВИТЕЛЬ ЗВЕЗД

Заниматься фигурным катанием Илья начал в 1979 году. С 1989 года — он член сборной команды России. Вместе с Мариной Анисиной Илья стал двукратным чемпионом мира среди юниоров (в 1990-м и 1992 году). Потом фигурист влюбился в Ирину Лобачеву, которая каталась с ним в одной группе, но с другим партнером. Они начали кататься вместе в 1992 году и поженились в 1995-м. Тогда же пара переехала в США. В 2002-м Авербух и Лобачева проиграли золотые медали Олимпиады в Солт-Лейк-Сити-2002 паре Анисина-Пейзера, став серебряными призерами. В 2004-м у Ильи и Ирины родился сын Мартин. Выпускник Московской государственной академии физической культуры во время соревнований никогда не расставался со своим талисманом — маленьким рыжим чертенком, которого ему подарили еще в 6 лет перед первым выступлением. Сегодня Илья Авербух — успешный продюсер и художественный руководитель популярных телешоу "Звезды на льду" и "Ледниковый период".