19 января — праздник Крещения Христова. В чем его смысл?

19 января 2015, 07:30
Почему прорубь не обязательна, и как правильно провести праздник

Икона Крещения Господнего — это суммирование всего праздничного богослужения.

Мне очень импонируют слова митрополита Антония Сурожского о том, что праздник Крещения — один из самых страшных и трагических моментов жизни Христа. Почему? Что казалось бы такого страшного произошло? Разве страшен Дух Святой, сошедший в виде голубя? А в водах Иордана совсем нет крокодилов. На самом деле в тот день Христос добровольно согласился умереть за людей, которые этого никогда не просили, и понять этой жертвы до конца никогда не смогут. Если бы каждый, кто 19 января так залихватски входит в ледяную воду, знал, что после этого его ожидает распятие на кресте за грехи, к примеру, какого-то дяди Васи, пьющего запоем под Конотопом, как сделал это Христос, то испытал бы всю полноту, мощь и тайную силу праздника Крещения.

В ЧЕМ СИЛА. "В день Крещения Господня Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, приносит себя в жертву и в дар не только Богу, но всему человечеству, — пишет митрополит Антоний Сурожский. — Берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, несут в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную. Крещение Господне ближе всего походит на ужас Гефсиманского сада, на отлученность крестной смерти и на сошествие во ад. Вот почему воды Иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к безгрешному телу Христовому, способны очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия". Вот почему вода в день Крещения обладает особой силой, не портится и не теряет своих целебных свойств. Есть свидетельства, что вода, освященная в этот день, не утратила свою свежесть спустя 45 лет!

Реклама

О КУПАНИИ В ПРОРУБИ. "Чаще всего у мирских людей этот праздник ассоциируется с купанием в проруби, — комментирует иеромонах Иларион, настоятель храма "Живоносный источник" в Киево-Печерской лавре. — Купание в проруби — замечательная и добрая традиция, которую могут соблюдать здоровые люди. Я сам несколько раз купался в проруби. Но окунаться можно не только в праздник Крещения. Например, люди специально ездят к источнику святой Анны (Ровенская область), чтобы окунуться. Но тут важно другое. Крещение, описанное в Евангелии, происходило в другой климатической зоне. В нашей же зоне такие погружения могут быть очень опасными для здоровья, особенно если есть какие-то заболевания.

Ко всему нужно походить с верой и с рассуждением. Купание в проруби на Крещение должно соответствовать образу жизни. К купанию в Крещение нужно готовиться. Ездить по святым местам, окунаться в источниках, посещать храм. Вообще, купание в проруби не является обязательным атрибутом празднования Крещения. Самое главное в праздник Крещения — это пойти в храм, причаститься святых Христовых Таинств, принять участие в великом освящении воды. А не просто встать с утра, окунуться и побежать на работу или еще куда".

ОСВЯЩЕНИЕ ВОДЫ. "Вода издревле служила символом очищения, — говорит отец Иларион. — В Ветхом Завете в 50 псалме пророк Давид говорит: "Окропишь меня иссопом и очищуся. Омыешь меня — и паче снега убелюся". Пророк Исаия взывал к израильскому народу: "Измыйтеся и чисты будете. Отымите лукавство от душ ваших и научитесь творити добро". И в Евангелии много примеров исцелений от воды. Сам Господь использовал воду для исцеления. Когда Иисус увидел слепого от рождения и сказал: "Пойди умойся в купальне Силоам". Тот пошел, умылся и прозрел. Господь делает воду источником жизни. И действительно, вода становится для нас живоносной, потому что Дух Божий присутствует в ней. И сам Христос своей человеческой плотью сходит в нее и наполняет ее своим Божеством. Почему Христос крестился, если он — Бог? Как воплотившийся Сын Божий, он должен был исполнить весь закон и показать пример всем нам. Но главная причина — почему Господь крестился от Иоанна Крестителя — это чтобы придать самой воде свою Божественную силу и подать нам образ и пример крещения, а также водами омыть человеческий грех. Он вошел в эту воду, чтобы освятить ее своим присутствием. Вот почему она обладает такой силой. В день Крещения Господня мы ежегодно освящаем воду, и вода эта становится великой святыней, потому что с ней соприкасается благодать Божья. Каждый христианин должен принести эту святую воду в свой дом.

Реклама

А еще праздник Крещения называется Богоявлением потому, что при крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица: Сын Божий крестился, Дух Святой сошел в виде голубя и голос Отца Небесного провозгласил: "Се есть сын мой возлюбленный, в котором есть мое благоволение".

Вера — это образ жизни. Бог смотрит в сердце, он не смотрит на лицо. С каким сердцем человек приходит к Богу. Поэтому, принимая дары Божьи, принимая воду, нужно просить у Господа помощи и стараться измениться, преобразиться. И в этом смысл всех таинств и обрядов церковных — измениться, преобразиться, ведь человек — образ Божий и подобие Божье".

БЛАГОДАТЬ В ЗАЛОГ И ЗАПРЕТ НА ОСВЯЩЕНИЕ ТЕЛЕВИЗОРОМ

Реклама

"Важно помнить, что мы принимаем святую воду во исцеление души и тела, — продолжает отец Иларион. — Но принимать ее нужно с верой. Хорошо сказал Феофан Затворник: "Вся благодать, идущая от Бога через святой крест, иконы и святую воду, имеют силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям и проявление добродетелей христианских и исполнение Божьих заповедей. Если нет их, то благодать Божия не спасет, ибо она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для тех, кто проводит жизнь нечестиво". А то люди спрашивают: "Вот я поставил свечку, а ничего не изменилось! Где же Бог?" Ждут, что какая-то магия на них подействует. Это неправильно. Еще есть в миру такая ересь  — что освящать воду можно через телевизор. Это недопустимо, как и исповедывать по телефону. Вода освящается в храме или у водоемов. Если человек не может выйти из дома, то он может пригласить священника к себе, чтобы исповедоваться и принести причастие. Крещеную воду может принести кто-то из родных. Важно участвовать в таинствах. Часто видим, что люди приходят в храм ненадолго и бегут дальше по своим делам, мол, я же все сделал. Такое отношение  — греховное. Служба — не только для Бога, а для каждого человека.

На службе мы слышим слова Божьи, которые даруют радость, укрепляют веру и помогают нам. Если пришел в храм, не нужно сразу убегать. Подумай, помолись, ведь храм — это дом Божий, место Бога на земле. В Евангелии сказано: "Где двое и трое соберутся во имя мое, там и я среди них". Каждый праздник мы переживаем не просто как историческую данность, которая была 2000 лет назад, а как реальность. Но освящать воду в Крещение — еще не значит вести благочестивую жизнь. Благодать Божия, которую мы обретаем с водой в праздник Крещения, дается нам в залог, как семя, которое будет прорастать в течение всей жизни. Сколько бы ни пил человек святую воду крещенскую, продолжая жить как язычник, преображения не случится. Вера — это образ жизни и плоды ее — дела, а не машинальное соблюдение ритуалов".