Беседы о главном: благодарность как путь к Богу

25 июня 2016, 07:00
Вера помогает быть счастливым

Важная тема.

Ничто так не ценится, как личный опыт самого человека, особенно тот, с которого можно было бы брать пример. В рубрике "Беседы о главном" мы вместе с монахами Киево-Печерской лавры попробуем раскрыть важные вопросы о покаянии, духовной брани и духовной прелести — словом, о том, чего всегда жаждет каждая христианская душа. В этот раз собеседником "Сегодня" стал лаврский благочинный архимандрит Антоний, который прожил 22 года в обители.

ПОНИМАНИЕ БЛАГОДАТИ

Реклама

— Отец Антоний, часто говорят, что в Лавре — особая благодать? Что это значит? Что такое благодать?

— Хорошо бы спросить тех, кто об этом говорит. Каждый ощущает благодать по-своему. Кто-то получил заряд бодрости и позитивного настроения, кто-то встретился со своим знакомым, которого не видел лет 10, кто-то познакомился с девушкой. Словом, все, что происходит в вашей жизни, и есть благодать Божья. Просто люди иногда не замечают, сколько милости Божьей бывает в жизни. Это уже потом, когда в душе наступает осень, человек начинает задумываться над прожитыми годами и понимает: а ведь это действительно была милость Божья!!! Само умение быть благодарным Богу за все большие и маленькие радости — это уже путь духовного роста, путь к благодати.

— Какой путь сложнее — монаха или священника на приходе?

Реклама

— Мне одинаково повсюду — и легко, и трудно. Все зависит от того, как человек относится к своему жизненному выбору. Если он отнесется к этому с большой ответственностью, послушанием, ревностью, то ему будет легко нести это бремя.

КАК ЖИТЬ БЕЗ СОЖАЛЕНИЙ

— Как не разочароваться в выбранном пути?

Реклама

— Когда становится тяжело, болеешь или теряешь близких людей, думаешь, сколько уж можно скорбеть или терпеть эти скорби? На самом же деле — откуда эти мысли? От врага рода человеческого, который не дремлет и посылает подобные раздумья и разные искушения. Монахи понимают, что это нелегкий путь. Спаситель сказал: "Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко". Поэтому, соответственно, насколько мы будем принимать жизненные обстоятельства с благодарностью, настолько легче нам будет их нести. А если мы будет все время ожесточаться и поддаваться эмоциям, которым подвержены мирские люди, невоцерковленные, тогда жизнь превратится в муку и борьбу. Потому нужно много уделять времени работе над самим собой — своими эмоциями, своими помыслами.

— Только, наверное, выбрать путь монаха гораздо сложнее, чем, к примеру, выбор профессии у мирян?

— Выбор жизненного пути всегда непрост. Хоть у монаха, хоть у мирянина. Нужно идти и пробовать, а только если ощутишь, что это твое — принимать решение изменить свою жизнь. Тогда в этом будет толк и смысл. Когда же просто руководствоваться эмоциями — ничего путного не выйдет. С выбором монашеского пути по-всякому бывает. Бывает, что человек не выбирает свой удел, а вот Господь так ведет его по жизни. Тогда получается, что выбор за Ним, а человек уже сам решает — принимать выбор Господа или пытаться жить своим умом.

ЧЕМ ОПАСНЫ ОТСТУПНИКИ

— Но у монаха, мне кажется, больше ответственности. Если выбрал другой путь, какую-то мирскую профессию, тебя не сочтут отступником, как в случае ухода из монастыря. Считается, что отступником быть намного хуже, чем просто бунтующим против Бога мирянином. Якобы отступник даже опасен для общества. Так ли это и, если да, то почему?

— Отступники опасны, как и любые люди, которые поддались влиянию лукавого, это происходит все из-за гордости. Потому что тот монах, который стяжает смирение, послушание, никогда не уйдет без благословения из монастыря. Бывает, что они приходят в монастырь, и там живут по 20, 30, 40 лет, до самой смерти. Бывает, на них возлагают церковное послушание, например, поехать отстроить новый монастырь или назначают епископом на приход. А вот те, кто своевольно, самочинно ушел из монастыря — как нарыв на теле церкви Христовой. От них могут появиться ереси или расколы. Эти люди могут породить опухоль, которая распространяется и затягивает человеческие души. Только из-за этого страшнее. Потому как он отступает от Бога, хотя думает, что делает богоугодные дела. Что это? Гордость и тщеславие. Как правило, бывшим монахам очень сложно жить в миру, думаю, они мучаются. Но вот бояться отступников не надо, их надо жалеть.