Чем опасны 7 смертных грехов: как вредит душе тщеславие

27 октября 2016, 07:30
Почему за тщеславием следом идут злость, гнев и ропот; как говорить с человеком, который находится в состоянии гнева

Вавилонская башня - символ человеческого тщеславия. Картина П. Брейгеля.

Как-то к старцу Клеопе (Илие) пришел его ученик, молодой монах, который с радостью сообщил, что понял смысл своей жизни. Старец аккуратно спросил, что он имеет в виду. "Отче, я решил оставить монастырь и пойти в народ, проповедовать Евангелие людям!" — с гордостью сказал ученик. "А делился ли ты этим откровением с отцом-настоятелем?" — спросил архимандрит Клеопа. "Нет, зачем? Это же благое дело!" — ответил инок. Старец покачал головой и грустно сообщил: "Вот и уловил тебя бес тщеславия. Потому что нет ничего важнее для инока, чем смирение и послушание. А вот когда ты хочешь горделиво уподобиться святым апостолам без благословения — то от лукавого". О том, что такое тщеславие и как его распознать, мы узнали у наместника Киево-Печерской лавры, митрополита Павла.

— Владыка, объясните для мирян, что же такое тщеславие?

Реклама

— Мать всех пороков — дерзость. Человек, который знает, что поступает неправильно, но продолжает так делать, уподобляется Иуде. Когда Христос говорил своим ученикам: "Один из вас предаст меня", каждый спрашивал: "Не я ли?" Иуда спрашивает: "Не я ли, Господи?", уже в то же время зная, что предаст своего учителя, но проверяя Его, что также является дерзостью. И в нем нет покаяния, как в Петре, который трижды отрекся от Христа, но потом всю жизнь каялся, иссушил свои глаза слезами и даже при распятии попросил казнить его вниз головой, так как считал себя недостойным быть казненным, как Христос. Человек дерзновенный, по мнению Игнатия Брянчанинова, это человек, наполненный всеми пороками. Он подобен Деснице, который по дерзости своей заявил Господу: "Поставлю престол и буду яко всевышний". Поступая по дерзости, в человеке просыпается гордость бесовская, а следом за ней, как брат с сестрой, придут гнев и ропот. Иуда имел те же возможности, что и другие ученики, но допустил в свое сердце дерзость, злобу и зависть. Чем это завершилось? Человек, который ступает на путь беззакония, всегда думает, что сможет таким образом стать выше всех, быстрее всех, умнее. Но, став на путь беззакония, он предает Христа, предает свою душу и гибнет.

Владыка Павел: "Недаром  говорится: "Обличи  разумного — и он тебя  возлюбит, не обличай   безумного — он возненавидит"

— Интересно, если набрать в интернете "тщеславие", можно увидеть картины Питера Брейгеля "Вавилонская башня". Да, притча о Вавилонской башне, построив которую, люди планировали добраться до Бога и уподобиться Ему — классический пример человеческого тщеславия. Но как отличить тщеславие от других грехов?

— По этому поводу есть притча. Подходит к дверям Рая верующий, его и спрашивают: "Ты знаешь Господа Иисуса Христа?" Тот отвечает: "Как не знаю? Я ж Его всю жизнь прославлял и проповедовал!" Ему отвечают: "Иди в ад". Подходит другой верующий, его тоже спрашивают: "Ты знаешь Господа Иисуса Христа?" Тот отвечает: "Конечно! Я знаю Его! Во имя его я собирал стадионы!" Ему также говорят: "Иди в ад". Подходит к дверям Рая простенькая женщина, ее спрашивают: "Ты знаешь Господа Иисуса Христа?" Она отвечает: "Господи, кто же Тебя не знает?" В этом — глубокий смысл, подумайте. Только кроткие и смиренные сердцем, которые посещают храмы и участвуют в таинствах церковных, кто на вопрос "Знаешь ли ты Господа?" ответят не "Я", а "Господи, кто же Тебя не знает?", спасутся и наследуют Царствие Небесное; кто стоит с утра до вечера в храмах, как и эта женщина, — она не сказала, что она спасает всех, а сказала: "Господи, кто же тебя не знает?". Вот та женщина в притче не собирала стадионы, а смиренно молилась у Голгофы, прося о милости, и увидела Христа сердцем.

Реклама

Тщеславие, как и гордость, отличить легко. Тщеславный человек не видит своих грехов, а только грехи других, и превозносит себя, ставит себя в пример другим. То есть тщеславный человек — тот, кто вменяет себе заслуги, которых не имеет или которых не заслужил. Да и само слово состоит из двух — "тщета" и "слава". К сожалению, тщеславию особо подвержены люди творческие. Похвалили твою книгу, картину — и уже человек "уловился", как индюк, который думает, что если распустил крылья, то сможет взлететь, а на самом деле призван лишь попасть в кастрюлю. Человек тщеславный не переносит советов, наставлений, укоров и т. д. Недаром говорят: "Обличи разумного — он тебя возлюбит, не обличай безумного — он тебя возненавидит".

— Выходит, пример тщеславия можно увидеть в евангельских фарисеях?

— Конечно, но и в наш век можно видеть множество примеров тщеславия. То же отречение от Христа и Церкви, подмена веры идеологией. ХХ век, как никогда, явил нам величайший пример зависти и тщеславия людей, которые ненавидели и убивали за имя Христово. Вспомните, сколько натерпелся апостол Петр, разоблачая Симона-волхва, который говорил, что он бог, а на самом деле был одержим бесами. За правду разоблачения Симона, любимца Нерона, император велел распять его. Симон-волхв — тоже пример тщеславия. Нерон и его поведение, желание распять Петра — пример гнева — силы бесовской, которая настраивает человека против Бога. Поэтому гнев приводит в исполнение все остальные страхи и обиды, все дальше и дальше удаляя от Господа и его милости.

Реклама

ГНЕВ, КАК БОЛЕЗНЬ ДУШИ

"Гнев происходит от разного рода заболеваний: от зависти, от ропота, от обиды, — продолжает владыка Павел. — Надо четко понимать, что гнев есть ядовитое жало, которое, попадая в человека, делает его уязвимым. Возле такого человека должны ходить, как возле воздушного шарика — чтобы никто не тронул, иначе сразу болит душа и сердце. И такой человек на всех переносит недовольство в своей душе. Но тут очень опасно впасть в осуждение. Давайте не будем забывать слова Иоанна Кронштадского, который говорил, что нельзя отождествлять человека со злом, которое в нем сидит. Это даст нам возможность понять, что гнев или злоба  — это болезнь. Больной гневом человек все время говорит вам: не туда ты идешь, то не так делаешь, любит сплетни и все время всех в чем-то подозревает. Он не терпит критики. Скажешь ему: "У тебя неправильно лежит салфетка", а он вдруг взрывается: "Да кто ты такой, чтобы указывать мне, что делать?!" Вообще, все наши грехи — это болезнь души. А следом за душой поражается и тело, нервная система, отнимается сон, нарушается ритм сердечный. Человек в злости может самое страшное совершить. Принято считать, что у трезвого на уме, то у пьяного на языке, верно? Но это совсем не означает, что тот человек все время такой, он только и хотел всех убить и погубить, нет! Алкоголь в больших количествах притупляет совесть и здравый смысл. В этом состоянии дьявол всегда старается человеку внушить, что против него кто-то что-то имеет. И если человек допустил подобную мысль, то уловился, пустил в душу силу, цель которой — убить и погубить. От обилия сердца говорят уста. Если сердце наполнено злобой, то рано или поздно оно изольется в беду, горе и печали.

Как общаться с человеком, который находится в состоянии гнева? Если он расположен к разговору, то можно сказать: "Не всегда так будет. Пожалей себя, пожалей окружающих". Если видишь, что он тебя не услышит — отойди от зла и молись. Когда толпа в ярости убивала камнями первомученика Стефана, с него сняли одежду и отдали на хранение юноше Савлу (будущему апостолу Павлу), а в это время Дева Мария с апостолом Иоанном стояли рядом и молились Господу. Нельзя в обезумевшей толпе говорить о правде и истине — толпа тебя растерзает".