Что такое мшелоимство и как избавиться от этого греха

14 ноября 2015, 07:30
Для избавления учимся отдавать

Мшелоимство — накопление ненужного — как идолопоклонство. 

Как-то в одном сельском храме священник заметил, что периодически к нему на исповедь приходит старичок и говорит: "Каюсь батюшка, мышей ловил...". Поначалу он, недавно только получивший этот приход, покорно отпускал сей странный грех, ассоциируя его с некими сельскими нуждами. Ну что делать, если мыши завелись, избавляться от такого соседства как-то же надо! Некоторые ведь и о собаках молятся — что делать, если человек одинок и не уживается с другими людьми? Мало того! Даже о коровах и других животных, которые служат людям, существуют специальные молитвы. В одну из исповедей батюшка решил старичка утешить и сказал, что в том грех невелик. Каково же было его удивление, когда просвещенный старичок несказанно возмутился и пожурил священника: "Что вы, батюшка! Мшелоимство — это такой же грех, как и убийство!" Услышав такое признание, батюшка опешил. Молодой священник стал объяснять, что грех мшелоимства к мышам отношения не имеет, а уж тем более к убийству. Что же такое на самом деле мшелоимство, мы решили узнать у наместника Киево-Печерской лавры митрополита Павла.

О МШЕЛОИМСТВЕ

Реклама

— Владыка, расскажите, пожалуйста, что это за слово такое необычное?

— Дорогой читатель, дорогой христианин! Мы должны каяться разумно. Прежде чем идти на исповедь, приди к священнику на духовную беседу, чтобы понять, в чем вообще нужно каяться, что является грехом, какие грехи бывают. Например, грех убийства, о котором говорилось выше. Ведь каяться в этом грехе нужно не только тогда, когда ты ножом кого-то ударил. Ведь можно и словом человека убить! Сколько случаев, когда после разговора человек не выдерживает и умирает от инфаркта!

Мшелоимство, конечно же, никак не связано с убийством мышей. Речь идет о черте характера, как собирательство ненужного хлама в больших количествах. У женщин этот грех может проявляться в обилии туфель или одежд, которые она просто не успевает носить. В церкви считается, что такое собирательство в духовном плане означает сбор ненужного для суда и вечных мук осуждения.

Реклама

Когда мне исполнилось 50 лет, многие узнали мою фамилию (Лебедь. — Авт.) и надарили множество статуэток лебедей. Куда их денешь? С ними связаны истории, люди. Но только вот зачем мне, взрослому человеку, эти лебеди? Но каждый подарок, а у меня их много, — это память. Разве что музей открыть. Уловка этого греха в том, что сбор лишнего, ненужного хлама подпитывается каким-то внутренним голосом, который говорит, что все это ценно и дорого. Хотя, по сути, дорога человеку должна быть только душа и отношения между людьми. С другой стороны, тут может быть вопрос привычки, особенно если речь идет о старых вещах. Посмотрите на мои туфли, например. Они несколько раз подлатаны. Когда я прошу ребят отнести их подклеить, мастера просят мне передать: "Еще раз вы принесете эту рухлядь, мы их выбросим". Привычка — тоже вид мшелоимства. На первый взгляд, вещь кажется нужной, а на самом деле она совершенно не нужна.

— Это грех?

— Конечно! В какой-то мере, это идолопоклонство. Потому что ты отдаешь время больше не вразумлению себя словом Божьим, не чтению святоотеческих поучений, а пересматриваешь подаренные вещи, перекладываешь обувь, перевешиваешь в шкафах одежду и т. д.

Реклама

ЧТО ДЕЛАТЬ

— Как избавиться от подобной привычки, которая еще и является грехом?

— Хороший вопрос. Бороться надо с самим собой. Потому что по христианским заповедям то, что тебе больше всего нравится, ты должен отдать. Я раздал много старинных икон, не жалею, пусть люди молятся. Раздавал облачения, обувь, посуду... Нужно приучать себя отдавать. Не сразу, постепенно, но возьмите за правило, например, раз в неделю кому-то что-то отдавать. Поначалу будет тяжело, потом будете даже испытывать необходимость отдавать.

— Одним из первых материалов в нашей газете, а ей в декабре уже 18 лет исполнится, была история одной женщины, которая жила в двухкомнатной квартире одна. После ее смерти родственники вошли и ужаснулись — комнаты до потолка были забиты вещами. Из ее квартиры два или три грузовика вещей вывезли. Был еще случай, когда дочь не могла привести в дом друзей, потому что 43-летняя мама складирует вещи так, что на полу осталась для прохода лишь узенькая дорожка. Выкидывать женщина ничего не хотела. Что бы вы посоветовали, как вразумить?

— Можно пойти на радикальные меры. Привести этого человека к гробу покойника и показать, сколько человек "уносит" с собой. Много? Платье, тапочки, может, очки. У моей мамы есть "клумачок", где есть все необходимые вещи для погребения. Такой же "клумачок" был у моей бабушки... Хотя чем старше человек, тем сложнее ему отдать ту вещь, к которой прикипел душой. Да, нужно заставлять себя от них избавиться, но не всегда это выходит. Хотя люди бывают разные. Тут подход нужен.

Как-то был случай с патриархом Пименом. У него было шесть подрясников, и все порваны настолько, что уже не поддавались штопанью. Как ни уговаривали Патриарха сменить ветошь на новое облачение, тот ни в какую. Вот и придумали помощники его — взять и сжечь эти подрясники. Так и сделали, да благо один оставили. А Патриарху сказали: "Ваше Святейшество, мы ваши подрясники сдали в ремонт". "Хорошо, — отвечает Патриарх.— Только ничего не вздумайте с ними делать!" Прошла неделя, он говорит: "Где подрясники? Уже неделя прошла!" Ему приносят новые: "Вот эти". "Эти раздайте людям, а мне верните мои. Я, может, в них упокоиться хочу!" Принесли ему один уцелевший подрясник и во всем признались. Патриарх простил, надел подрясник, в нем в скорости и упокоился.

— Есть еще другая градация у людей старшего поколения. Подаришь, к примеру, современную мясорубку бабушке, чтобы она не мучалась, не крутила вручную. А она ее спрячет "до лучших времен". Когда же эти "лучшие времена" наступят, ведь уже 70?! Это тоже мшелоимство?

— Конечно. Есть вещь — ею нужно пользоваться. Вещи созданы для тебя, а не ты для вещей. Другое дело — люди, пережившие ужасы войны, или плен, или голод. Такой человек может, например, все время покупать две буханки хлеба, мешок гречки и т. д. Это уже просто душевное расстройство, и его вряд ли удастся вразумить.

Но есть и другое. Еду я, к примеру, к маме в гости, кофточку куплю, юбку и говорю: "Мам, хочу чтобы Вы в новом ходили". Приезжаю в следующий раз, а мама как ходила в прежнем платье, так в нем же и ходит. "Мам?! А то, что я подарил?" — "То до церкви!" — "Вы же и в церковь не надеваете!" — "Маме лучше знать, когда и что носить".

Было такое, я купил ей ткань на первую зарплату после техникума — шелк польский. Привез. Пролежал этот шелк лет пятнадцать. Как-то заставил ее таки пошить из этого шелка себе платье. Сшили, мама единственный раз его надела — на свадьбу в доме по-соседству. Сидит, значит, спокойно за столом. Вдруг чувствует, что-то стало свободно в плечах, но с чего — понять не может. Хорошо, что в селе празднуют на улице, ночь уже была на дворе. Дошла домой, сняла это платье и легла спать. Утром встала, как глянула на платье — чуть в обморок не упала. Платье сзади разлезлось надвое от воротника до самого подола. Звонит мне, плачет: "Оно же новое! Первый раз надела!" "Мам, — говорю, — сколько лет этот шелк у Вас пролежал? Пятнадцать? Так какое же оно новое? Хорошо, хоть никто не заметил!" Мама согласилась и перекрестилась. Вот вам мшелоимство.

А еще была у нас тетя Катя, которая пережила страшные события. Они жили в Висле (Польша), через три месяца после свадьбы ее мужа зарезали. Замуж больше так и не вышла, взяла на себя обет — если выйдет на пенсию, будет служить церкви и никогда ничего не возьмет. Оказалась она у нас на приходе. Подарим ей скатерть — на следующий день она застеленная перед иконой Божьей Матери "Почаевская". Подарим покрывало — оно снова где-то в другом месте оказывается. Решили подарить кофту, может, наденет? Прихожу на следующий день на службу, а ее подружка в этой кофте. "Где взяли?" — "Тетя Катя подарила". К ней ничего абсолютно не приставало к рукам. Она сказала: "Я служу Богу!"

— Это крайность или именно так и нужно себя вести христианину?

— Христианин уж если дал обет — должен его исполнить. Тетя Катя наша — кремень, прекрасно владела собой. Пообещала себе и Богу — не возьмет ничего, была верна своему слову до конца. Она считала, что все, что нужно — у нее и так было. Вообще, удивительная была женщина — сама ходила к реке, таскала за 17 км воду в банках, чтобы стирать облачения с престола! Водители автобусов ее уже знали и подвозили при случае. Вот это пример для подражания. Для нее важны истинные ценности — молитва, храм, послушание. Остальное для нее вообще не было важным. Такого человека никакое мшелоимство не возьмет.