"Из глубины я воззвал к Тебе, Господи": как молятся в шахтах

8 августа 2015, 07:30
И зачем обращаться к святым перед началом работы

Реклама

Можно ли соединить работу и молитву? Если ты священник, то можно, скажете вы. А если ты работаешь по сменам, да еще и в опасном для жизни месте и каждый день спускаешься под землю с угрозой для жизни? Какая может быть молитва в шахте? Работники Запорожского железорудного комбината доказали, что вера и молитва легко соединяются с самой тяжелой работой. Они просто уговорили свое руководство поставить возле шахты небольшую часовенку за свои пожертвования. Так полгода назад на территории шахты горняки своими силами построили часовню в честь святой Варвары, которую освятил Преосвященнейший Ефрем, епископ Бердянский и Приморский.

Дополним, что святая Варвара считается покровительницей шахтеров и горняков.

Но это еще не все! Через время рудокопы попросили выстроить еще одну часовню — прямо в шахте "Эксплуатационная" на глубине 840 метров! "Шахта это своего рода многоэтажный дом, только под землей, где вместо этажей — горизонты разной глубины, — объясняет "Сегодня" протоиерей Бердянской епархии Сергий (Кляхин), который проводит там службы. — Выработка происходит на разных высотах, но мимо этого горизонта в 840 метров проходит наибольшее количество людей — до 80% горняков. Потому, конечно, уж если и ставить часовенку, то там. Вообще, нужно молиться чаще, тем более если работа связана с риском и угрозой для жизни. Хотя здесь нет метана, который является взрывоопасным, и в этой шахте добывают железную руду, но трагические случаи все же бывали. Шахта есть шахта. Может быть и обвал. Первый раз, когда я опустился после того, как горняки установили часовенку в шахте, то мне она показалась лучиком света в темном царстве! Представьте, кругом темень, замкнутое пространство и вдруг — золотой куполок часовенки светится, как маячок! Внутри часовни очень уютно, здесь душа успокаивается, проблемы отходят на второй план. Сразу вспоминаются пещерные храмы Киево-Печерской лавры. Не удивительно, что монахи уходили в затвор. Здесь особая благодать.

Реклама

Работники все сделали своими руками. Так что тем, кто думает, что построить церквушку: и очень дорого, и нужен спонсор, и это просто невозможно, могу сказать только одно: для Бога нет ничего невозможного. Было бы у людей желание поклониться Ему. А у работников железорудного комбината такое желание было. И они выстроили часовенку за три месяца! Как говорят: "Можно оставить после себя след, а можно наследить". Работники решили: уж лучше оставить... часовню".

"Отдай, сколько позволяет совесть"

Реклама

Отец Сергий: "Если бы мы жили по пословице: "Без Бога не до порога", — проблем в жизни было бы гораздо меньше"

— Отец Сергий, скажите, является ли то, что работники отстроили часовню за свои деньги, десятиной?

— Нет, я бы назвал это пожертвованием. Десятину отдают в протестантских церквях, а в православной традиции принято давать пожертвование. В чем смысл десятины? Что ты должен отдавать десятую часть того, что имеешь, в храм. Но в православной традиции такого нет. Каждый жертвует столько, сколько позволяет его совесть. И пожертвование зависит не от того, сколько он зарабатывает, а от того, какое у человека состояние души и насколько широта этой души, как говорят в народе, готова пожертвовать на строительство той же часовни.

— Получается, как такового, понятия десятины в православии нет?

— Есть понятие пожертвование или милостыня. И состоит она не в том, много или мало ты отдаешь, десятую часть или двадцатую, а в том, сколько ты можешь отдать. Пожертвованием могут быть свечи, плата за заказ треб, вся атрибутика, которая покупается в церковной лавке. Потом эти пожертвования идут на нужды храма. Если есть желание, можно бросить пожертвование в специальный ящичек. Причем — все это нужно делать по зову сердца, по желанию. В притче о бедной женщине, которая дала две лепты, Христос говорит, что она дала больше всех. Почему? Потому что она отдала больше, чем могла — отдала последнее!

— Получается, дал две гривни и успокоился, и так выполнил волю Божью?

— Нет, не так. Барометром "сколько" служит наша совесть. В православии самое главное пробудить в человеке совесть. Она есть голос Божий в нашей душе. Когда совесть бодрствует, человек все делает правильно — следует заповедям. Состояние души важнее состояния тела. А ведь мы знаем, что человек состоит из духа, души и тела. Бывает, для тела все есть, а душа болит — радости нет. А бывает такая душевная радость, от которой просто летаешь, ты окрылен. То, что работники шахты внесли свой вклад в строительство часовни, — это и есть их пожертвование, которое принесет пользу людям. Благодаря их пожертвованию люди будут чаще задумываться о Боге, чаще молиться.

— Получается, можно ставить часовни на своем рабочем месте? Например, в офисном здании?

— Почему нельзя? Можно! Ставьте на здоровье, если у коллектива есть такое желание — почему бы и нет? Никаких ограничений для молитвы Божией нет. Ведь и в больницах ставят часовни, почему бы в офисах не поставить? Зашел, помолился и пошел работать. Есть такая пословица: "Без Бога не до порога". Если бы мы жили по этой пословице, то меньше бы проблем в нашей жизни было. Но, к сожалению, чаще мы живем по пословице: "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится". Тем более нынче люди огромное количество времени проводят на работе. Почему бы не помолиться перед тем?

— После того как появилась часовня в шахте, увидели ли вы какие-то изменения в душах людей?

— Горняки стали бывать там все чаще. Говорят, хорошо заходить перед сменой: потом работается легче, душа словно успокаивается. Они уже и поменьше нецензурно выражаются, некоторые бросают курить. То есть Божия благодать распространяется на всех, а это главное.

— А под землей тоже проходят службы?

— Да, на большие церковные праздники мы планируем спускаться в шахту. Кроме того, будем служить и на профессиональные праздники, как день шахтера, день металлурга. Пока люди просто перед работой или в перерыв подходят туда, ставят свечи (они там просто лежат, рядом — коробочка для пожертвований, на которые эти свечи приобретаются).

— Вы служите там в касках и спецодежде или в священническом облачении?

— Когда только заходим в шахту, нам выдают спецодежду, каски. Лифтом опускаемся до горизонта 840 метров, потом садимся в электричку и доезжаем до часовни. Там уже заходим в бытовки и переодеваемся в церковную одежду, после чего служим по уставу. Читаем специальные молитвы к святой Варваре — покровительнице горняков.

— Посоветуйте, как лучше помолиться: перед выходом на работу или на своем рабочем месте?

— Молиться нужно всегда, особенно перед началом какого-либо дела или трудового дня. Например: "Благослови, Господи, и помоги мне, грешному, совершить начинаемое мною дело, во славу Твою".