Как избежать конфликтов в соцсетях и сможет ли виртуальная церковь заменить реальную

1 августа 2015, 07:00

"Рцы ми чадо: Блог ведешь с благословения отца духовного (аще иерей — с благословения архиерейского) или самочинно?"

На вопросы от­ве­ча­ет Отец Александр, протоиерей Запорожской епархии УПЦ.

Посоветуйте, как избегать конфликтов в соцсетях? — Марианна, Киев

Реклама

— Говорят, люди, которые в реальной жизни тихие, становятся в интернете просто неуправляемыми. Верующему человеку это непозволительно. Даже если у тебя горячая кровь, нужно общаться спокойно и ровно. Мы несем ответственность перед Богом за каждое слово, сказанное как в реальной жизни, так и в интернете. Фраза: "Что написано пером, не вырубишь топором" относится и к компьютерному тексту.

В сети большую часть занимает юмор, фотожабы, мемы, в том числе затрагивается церковная тематика. Как на них реагировать? Можно ли шутить на религиозные темы? — Виктория, Киев

— Иронизировать и шутить — это нормально. Самоирония — своеобразное зеркало, в котором ты смотришь на себя через призму доброго юмора. Человек может смеяться над собой, если есть такая потребность, но не над ближними. Однако ирония на таинства церкви — это грех. Мне очень нравится такой пример самоиронии верующего: "По обычном начале, молитвах и увещевании, пастырь, обращаясь к кающемуся, глаголет: "Рцы ми чадо: Блог ведешь с благословения отца духовного (аще иерей — с благословения архиерейского) или самочинно? Ради чего ведешь — ради суетной людской славы или ради славы имени Божьего? Слова епископские на кощуны не используешь ли? Не постишь ли картинок мерзостных, страшных или блудных? Еретиков или безбожников во френдах не имеешь ли? Ради блога не оставил ли семью, обязанностей церковных в небрежении? Не флудил ли? Не банил ли ближнего безвинно, по неприязни? Не склонен ли к троллингу?"

Реклама

Может ли онлайн-трансляция заменить хождение в церковь? — Валерий, Житомир

— Церковь нельзя заменить ничем! Если человек не прикован к постели, то повод посмотреть или пообщаться онлайн есть не что иное, как потакание лени. Есть то, что человек может обрести только в храме, и нигде больше. Если человек уже вкусил благодати — помолился в храме, побыл наедине с Богом, то он это запомнит на всю жизнь. Молитву в храме и участие в таинствах ничем нельзя заменить, и это не забывается. Бывает всякое — можно пообщаться по интернету, испросить совета у батюшки, но отпускать грехи по интернету никто не будет. Интернет-общение может быть началом духовного пути, но чтобы очистить сердце и душу, нужно ходить в храм, исповедаться, причаститься. То, что пользователи сетей считают исповедями, описывая свою жизнь в интернет-общении, — лишь открытие помыслов и страстей. Это неплохо, но оно не заменит исповеди и причастия. Таинства совершаются только в храме.

Меня иногда просят в интернете помолиться. Это значит, что я на службе помяну человека в своей молитве в церкви. Сейчас появились виртуальные церкви и часовни. Но использовать их можно только для поиска нужной информации — календаря богослужений, праздников, скачивания сборников аудио- или видеофильмов духовного плана. Если вы пристраститесь к просмотру богослужения онлайн, то в душе вашей произойдет десакрализация — упрощение до примитивизма очень важных и глубоких духовных процессов. А лень усугубит все это.