Как получить без шизофрении ответ от Бога и отличить молитву от медитации

31 января 2015, 07:00
Какой молитвы боятся бесы

Молитва - не декламация стихов, а беседа. 

"Дорогой Гнусик! — пишет дядя Баламут (помощник министра по искушениям и старший бес) своего чертенка-племянника, подопечный которого "переметнулся в стан врага" — пошел в церковь. — Лучше всего вообще удержать человека от молитв. Напоминать ему о попугайских молитвах его детства. Используя отвращение к таким молитвам, ты убедишь его стремиться к чему-то стихийному, спонтанному, бесформенному и нерегулярному. Разумеется, Враг (Бог) не всегда будет бездействовать. Там, где молитва, всегда есть опасность, что Он вмешается. Он до неприличия равнодушен к собственному достоинству, а этим животным, преклоняющим колени, дарует самопознание совершенно возмутительным образом. Я знаю случаи, когда человек называл "богом" то, что помещалось в левом углу потолка, или же в его собственной голове, или на распятии! Но если когда-нибудь человек сознательно направит свои молитвы не "Тебе, каким я помышляю Твой Образ", но "Тебе, единственно Сущему", нам конец! Утешает лишь то, что сами люди жаждут раскрыть душу в молитве не так сильно, как им кажется. Но часто молитву Враг (Бог) слышит лучше, чем хочется человеку".

"Письма Баламута" — повесть Клайва Льюиса.

Реклама

В чем же сила молитвы, которой так боятся бесы  — мы выясняли у блюстителя Дальних Пещер, монаха Киево-Печерской лавры отца Дамиана.

— Отец Дамиан, зачем нужна молитва, если Бог совершен и все о нас знает?

— Молитва — это общение человека с Богом, встреча, во время которой Господь слышит и помогает. Бог видит каждого человека как личность. Точно так же и человек должен рассматривать Его как личность. Молитва — это общение двух личностей, при котором мы больше узнаем Бога, понимаем, насколько Он участвует во всех этапах нашей жизни. Бог — это не какое-то вспомогательное средство в наших земных делах. Мы молимся не для того, чтобы у Бога что-то выпросить. Главный смысл постоянной молитвы — мы должны постоянно предстоять Богу, встречаться, чтобы ощутить Его присутствие. Но не в каждой молитве человек чувствует эту встречу с Богом. Бог всегда слышит нас, но не всегда мы слышим Его. Потому что между человеком и Богом существует очень много барьеров, которые можно преодолеть только с помощью молитв.

Реклама

— Какую молитву нужно читать, чтобы точно Бог тебя услышал?

— Молитвы не читают. Это общение, диалог. Святые отцы тот восторг, который приходит во время молитвы, называют умилением. Есть такой аскетический термин. Через это умиление Господь дает нам возможность пообщаться с Ним. Важен диалог — не только наше обращение с Богом, но и Его ответ нам. Как и во всяком диалоге, нужно уметь правильно высказаться. И суметь услышать ответ.

— Но говорят: если ты говоришь с Богом — это молитва, а если Бог говорит с тобой — шизофрения...

Реклама

— Рассудительности и различению между ответом Бога и твоим желанием нужно учиться. Это духовная практика. Часто люди говорят: "Молюсь иконе". Это неверно. Молиться нужно Творцу, а икона лишь помогает нам настроиться. Часто люди в своем сознании создают некоего идола и этому идолу молятся. Идол этот получается искусственный, и что особо опасно — он становится реальным барьером на пути познания Бога. Когда человек общается с Богом не как с личностью, а как с картинкой, которую визуализирует. Вот и получается, что в такой молитве Бог где-то в стороне, а человек молится идолу. Приступая к молитве, человек должен отрешиться от всяческих образов Бога, которые рождает его фантазия. Тогда можно услышать ответ от Бога.

— А что делать, если молишься, а ответа так и нет?

— Молитва никогда не бывает без ответа. Если мы не слышим ответа от Бога, значит, проблема в нас. Значит, мы не достаточно настроились на общение с Ним. Окружили себя барьерами, которые мешают нашей встрече. И первый барьер — это наши грехи. Чтобы говорить с Богом, мы должны быть чисты сердцем. Как говорил Спаситель, сначала мы должны очистить свое сердце. Это называется покаяние. Даже с обычным человеком не всегда мы можем преодолеть разделяющие нас барьеры. Особенно остро их ощущают новички.

— И ответ приходит именно во время молитвы?

— Нет, не всегда. Это может случиться и гораздо позже. Ответ и решение проблемы может прийти через несколько часов, а иногда и несколько дней, месяцев или лет! Но одно можно сказать: помощь Божья приходит тогда, когда она действительно человеку нужна. Бог так или иначе лучше знает, что человеку нужно, но происходит это по молитве.

— А как часто нужно молиться? Только утром и вечером?

— Святые отцы говорят, что вспоминать о Боге нужно чаще, чем дышать. Потому что в идеале жизнь христианская должна быть пронизана молитвой, которая должна быть непрестанной. Но это не может появиться сразу. Этому нельзя научиться за пять минут. Некоторые идут к этому десятилетиями, но так и не могут полностью открыть свое сердце. Кому-то удобно начинать с чтения утренних и вечерних молитв, или с чтения канонов. Но есть опасность — впасть в формализм. Иногда мне говорят: "Батюшка, что происходит? Я вычитываю каждый день все молитвы, но ответа Бога не ощущаю". Вычитывать вы можете газету "Сегодня" или другую прессу, когда кофе пьете. А молитву надо совершать. Это не автоматическое произнесение одних и тех же слов, а сосредоточенность на Боге, желание побеседовать с Ним, это обращение.

— Если можно молиться своими словами, тогда почему же церковь предлагает прихожанам молитвы в разных сборниках?

— Это лишь пример, один из путей познания Бога — поучиться молитве у тех, кого церковь называет святыми. Собранные в молитвословах молитвы — не просто какое-то творчество образованных, талантливых людей Церкви, которые могут облечь эмоции в красивые слова. Они написаны людьми, которых в церкви называют святыми (например, Василия Великого, Иоанна Златоуста). Можно читать любую из этих молитв, которая ляжет вам на сердце.

— Часто люди говорят: "Да что мне те старцы и батюшки?! Я и сам знаю, как молиться и с Богом разговаривать!"

— Это тоже крайность. Молитве тоже нужно учиться, это очень тяжелый и кропотливый труд. Как духовная практика, она не дается человеку просто так. Иногда молитва приносит огромную радость, но бывает, когда человек устал, и чисто эмоционально не хочется молиться. Прп Силуан Афонский говорил, что молиться — это то же самое, что проливать свою кровь. Тяжелое усилие, выворачивание наизнанку своего нутра, понуждение самого себя к молитве. Молитва подвигает человека на подвиг, чтобы он переступил через себя, через свою гордость, боль, страх, и открылся. Главное — помнить, что молитва — это не мантра и не заклинание, благодаря которой люди хотят изменить пространство вокруг себя.

— А кстати, чем отличается молитва от медитации?

— Термин "медитация" происходит от слова "размышлять", "обдумывать". Представляет собой отрешенность от внешних объектов и отдельных внутренних переживаний. Это некое сосредоточение умственных сил. Даже подготовка к экзамену, углубленное сосредоточение на предмете тоже может быть медитацией. Проблема медитации в том, что ты никогда не получишь ответ от Бога. В религиях — буддизме, индуизме — медитация не предполагает общения человека с Богом как с личностью. Это работа над своим сознанием, когда сначала человек старается отрешиться от всех мыслей, войти в состояние покоя. В широком смысле слово "медитация" не предполагает диалог человека с Богом. Тогда как молитва — это общение, единение с Богом через Христа.

— Некоторые сравнивают молитву и мантру...

— Это не одно и то же. Мантра — одно из названий медитации, когда с помощью слов человек пытается поменять окружающее пространство. Христианин не пытается повлиять на окружающее пространство и не сосредоточивается только на своем сознании. В молитве человек пытается в рамках своего сознания соединиться в общении с Богом. Молитва сама по себе — это еще не все! Ее нужно совмещать с другими духовным практиками — постом, покаянием, хождением в храм. Всю жизнь верующий призван к труду над собой. И молитва — одна из составляющих этого труда.

СОВЕТЫ СВЯТОГО ЗАНЯТЫМ ЛЮДЯМ

Святой Серафим Саровский.

Еще при жизни Серафима Саровского многие прихожане признавались старцу, что мало молятся, не успевают вычитывать даже утренних и вечерних молитв. Таким занятым людям святой предложил исполнять такое правило: "Поднявшись ото сна, став перед святыми иконами, прочитай молитву "Отче наш" трижды — в честь Пресвятой Троицы. Потом песнь "Богородице Дево, радуйся" также трижды. В завершение — один раз Символ Веры "Верую во единого Бога". Совершив такое правило, занимайся своим делом, на какое поставлен или призван. Во время же работы дома или по пути куда-нибудь, тихо читай "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного". А если окружают тебя другие, то, занимаясь своим делом, говори умом "Господи помилуй"  — и так до обеда. Пред самым же обедом совершай утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, снова читай трижды "Отче наш", трижды "Богородице" и один раз "Символ Веры". Держась этого правила, можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо эти три молитвы  — основы христианства. Первая — образец, данный Господом, вторая принесена Архангелом в приветствие Богоматери, а третья содержит все спасительные догматы веры.