Как возрождалась Киево-Печерская лавра: реставрация Ближних пещер

4 ноября 2017, 07:48
Монахи оставляли "хронодыры", Марк Гробокопатель благословлял геологов, а "благодаря" обвалам нашли древние граффити

Ближние пещеры. Погребальные локулы на участке святого Нестора Летописца

В июне 2018 года исполнится 30 лет с того дня, как в Киево-Печерскую лавру вернулись первые монахи. Летом 1988 года братия возобновила богослужения, прерванные в 1961 году, оживляя уцелевшие многовековые стены молитвой.

За год "Сегодня" совместно с монахами Киево-Печерской лавры, ее настоятелем, митрополитом Павлом, историками заповедника, иконописцами и реставраторами расскажет о том, как возрождалась жемчужина православия после советской власти.

Реклама

Ближние пещеры. Пещерный храм преподобного Варлаама

Продолжая наш спецпроект, мы решили вспомнить о реставрации самых древних сооружений Киево-Печерской лавры — Дальних и Ближних пещер. В этом выпуске специалист Национального Киево-Печерского заповедника Ирина Черевко, которую в обители зовут "главным геологом Лавры", рассказала о спасении Ближних пещер, которые регулярно атакует вода и корни деревьев.

Реклама

— Ирина Анатольевна, как обстоят дела в Ближних пещерах? Они более или менее уязвимы, чем Дальние?

— Ближние пещеры изначально первыми пострадали от переувлажнения грунтового массива. Еще в 1988 году обрушился основной вход со стороны алтарной части Крестовоздвиженского храма. В качестве спасателей тогда пригласили экспертов из института "ДОНУГИ". Все, что смогли сделать специалисты по шахтам, — это установить металлические швеллера, поставить сетку вдоль стен и залить это бетоном.

— Судя по вашей интонации, это не помогло…

Реклама

— Увы. Мало того, что там пройти нельзя, еще и бетон натягивает влагу и очень медленно ее испаряет. В итоге тот участок пещер закрыли для посещений. Вход, который мы знаем теперь, открыли после неудачной реконструкции прежнего. Но именно Ближние пещеры помогли мне поближе познакомиться с наместником Лавры владыкой Павлом. Я только начала работать в заповеднике, как произошел обвал в Ближних пещерах — в мае 2005 года. В том числе и по недосмотру садовника. Тот решил над пещерами насадить черешен, ям накопал. Я сразу, как это увидела, сделала замечание: мол, что ж делаете, внизу пещеры. Помимо значительного количества осадков весной, которые переувлажнили грунты над пещерами, еще и напасть — банально забыли шланг перекрыть в одной из лунок с посаженным деревом. Наутро 10 метров пещер завалено. Монахи и послушники в ужасе. Никто не рискует даже подойти к дому владыки, признаться. Вот тогда и пошла я…

2005. Авария в "убиенных". Фото: А. Яремчук

— Вам, наверное, монахи за этот год свечи за здравие ставили?

— Наверное. Владыка есть владыка. Сердился, но все сделал, чтобы устранить аварию. Грунт переувлажнен, а тут еще и погода. Шли дожди, вода все время проникала в пещеры. На поверхности в декабре образовался провал метра два шириной и глубиной! После этого специалисты из ведущих институтов решили ликвидировать аварийную ситуацию открытым способом — по провалу, выкопав шурф.

— Для вас это, видимо, была "проверка боем".

— Еще какая! Обвалился ведь укрепленный кирпичом свод, в процессе работ вскрылся древнерусский свод, который в XVII веке был заделан кирпичом. В стенах обнаружили отверстия, куда только рука и влезает. Археологи, которые вели наблюдения за проведением работ, назвали их "хронодыры" — возможно, монахи там что-то прятали. Обнаружили несколько граффити XIII века. Эту аварию достаточно долго ликвидировали, больше года, но локально — только обвалившийся участок. А уже в 2007 году опять-таки из-за инфильтрации атмосферных осадков по "телу" шурфа стали деформироваться смежные участки. У меня до сих пор перед глазами эта картина: пещерная галерея, металлоконструкции стоят, а песчаник вокруг них высыпается. В метре от обвала — алтарь церкви преподобного Антония. Тут уже были чудеса реставрации — захватами по 20—50 см всю галерею обложили кирпичом. Также пришлось раскапывать верхнюю часть шурфа до самой глины, выполнить гидроизоляцию и организовать отведение воды.

А вот аварию в 2013 году — когда потекла "галерея бесноватых" — нам не удалось ликвидировать до сих пор. Тогда воды в пещеры попадало до двух кубов в сутки на протяжении двух недель! Монахи ежедневно выносили ее ведрами. Причины — аномальное количество снега, его таяние и инфильтрация вглубь глин. "Помогла" и корневая система винограда, высаженного над пещерами. Удалить его садовник категорически отказывается. Владыка попросил что-то придумать, чтобы виноград не трогать. Пока мы сделали вертикальный переток воды: пробурили небольшую скважину ручным буром по потоку грунтовых вод, оборудовали фильтром и отвели грунтовую воду в лоток.

В 2007. Процесс реставрации стен. Фото: И. Черевко

— А бывало так, что ощущали помощь святых Печерских?

— Я все же научный работник. Но точно знаю, что особые ощущения у меня вызывают мощи Марка Гробокопателя в Ближних пещерах. Как подхожу к ним, меня словно огненным мечом пронизывает. Такое со мной трижды было. У мощей святой великомученицы Варвары во Владимирском, в Псково-Печерском монастыре у мощей святого Корнилия и у мощей Марка Гробокопателя.

— А ведь верно! Марк Гробокопатель был очень сильным молитвенником и, как и вы, знал пещеры изнутри…

— Да простят мне такое сравнение, но Марк Гробокопатель и был тем самым первым лаврским геологом. Вы замечали, что пол пещерных галерей неровный — то ямка в нем, то горбик? Так Марк Гробокопатель "обходил" слишком песчаные или слишком глинистые места. Он достаточно долго рыл породу, чтобы понять, где это можно делать, а где нельзя. И думаю, он любил то, что делал. Чтобы в Лавре что-то получалось, ее надо любить. С каждым годом работы только убеждаюсь в этом. Это как постоянная загадка природы, которую я очень люблю и, можно сказать, ею живу. Даже во сне мне снятся какие-то идеи, как это можно изменить или что-то доделать.

В 2008. Продолжение реставрации сводов в "галерее убиенных".Фото: И. Черевко