Интервью с владыкой Мстиславом: "Киев для нас — как Иерусалим"

22 января 2016, 10:00
Для чего верующие проходят Голгофу и как не стать жертвой информвойны

Познание таинств Церкви — это православный университет, в котором человек должен не просто поставить свечку и прочесть "Отче наш", а прожить жизнь.

Сегодня — день соборности Украины, праздник, который имеет особое значение для украинцев. Ведь соборность подразумевает под собой духовное единение людей, как в церковной, так и в мирской жизни, а это, пожалуй то, чего нынче нам так не хватает. "Общность и соборность определяют не по национальным чертам, а по вере в Бога", — считает владыка Мстислав, епископ Тихвинского и Лодейнопольский. Владыка родился и вырос на Западной Украине, а сейчас служит Богу в Епископском сане. 

— Владыка, между нашими странами сейчас конфликт. Русские противопоставляются украинцам и наоборот, мы все невольно впадаем в споры, кто древнее — украинец или русский, кто старший и младший... 

Реклама

— По этому поводу замечательно сказал Достоевский. Что человек православный — тот, кто верит во Христа вне зависимости от национальности. Да, все понимают, что Киев – начало, духовная купель православия на наших землях. В 2015 году исполнилось 1000 лет со дня смерти князя Владимира. Думаю, это событие – важное напоминание о наших истоках, о начале бытия нас, как христиан. Да, сейчас территориально мы разделены, но это история, политика. Когда же мы приняли православие — все это было едино. Думаю, корень сегодняшней проблемы непонимание, что Господь дал нам всем испытание. Люди, живущие в России и в Украине, в погоне за внешним, материальным забыли о главном — духовном, внутреннем преображении. Что рано или поздно мы покинем этот мир и, как паломники, придем к тому, что нам нужно возвращаться домой. Своей жизнью мы определяем — с кем мы — со Христом или с миром. Сегодня борьба за души человеческие выражается очень жестко. В сердца людей вкладывают яд, ненависть, непонимание. Это состояние — "разделяй и властвуй" и определяет сущность тех сил, которые сегодня пытаются уничтожить веру во Христа. Эти законы, которыми сегодня руководствуются страны, во многом противоречат законам Божественным и сеют обман. И связан он с противостоянием тех сил, которые борются с Богом. Поэтому наша задача сегодня молитвой поддерживать наших братьев. Когда мы в монастыре читаем акафист преподобному Александру Свирскому, там говорится, что он избрал монашеский подвиг, потому что мир для него был тем местом, где радость переходила в горе и в скорбь. Это понимание помогает нам понимать и сострадать бедам, которые обрушились на украинский народ.

— Вы посещаете родственников на родине?

— Родственников в Украине у меня осталось очень мало. Так сложилось исторически, что в 30-х гг. и 60-х гг. большинство моих родственников уехали в Канаду и Америку. В Украине у меня похоронены бабушка и дедушка, остался брат. К родственным связям у меня очень трепетное отношение, и чтобу угасить переживание, я стараюсь сугубо молиться о них. Ведь в Украине остались многие мои друзья, бывшие одноклассники, преподаватели – эти люди очень ценны для меня. Верю и молюсь, что Господь их не оставит и даст им ту радость, то состояние души, которое важно для христиан — мир в сердце.

Реклама

— Вы смотрите телевизор, отслеживаете новости?

— Да, я смотрю телевизор, слушаю новости. Я не то, что скептически отношусь к телевидению, газетам, интернету, просто понимаю, что любая новость, связанная с политикой, это определенный взгляд определенных людей. Одно дело в газетах или на ТВ, а другое — в реальной жизни. Очень мало СМИ, которые дают искреннюю честную информацию, которая помогла бы осознать все происходящее. А происходит самое страшное — люди лишают жизни других людей, данной им Богом!

— Мы уже признали, что нынешняя война в первую очередь информационная, потому в своих поездках задаем владыкам вопрос, как уберечься от информационной войны. Как не стать одной из ее жертв. Ведь даже мы, журналисты, втягиваемся в нее вольно или невольно. Что бы вы посоветовали нашим читателям?

Реклама

— Знаете, любого человека можно определить по его делам. Вера без дел мертва есть. И если мы видим то, что человек говорит одно, а делает другое, значит, в его сущность закралась неправда. Особо много ошибок мы делаем в детстве, когда осознанно не слушаем родителей или друзей, а потом обжигаемся и страдаем.

— Как понять, что это верная информация?

— Через призму себя и Божественных заповедей. Думаю, поможет понимание того, что происходит в твоей душе, когда ты слышишь эту информацию. Если есть терпение и нет озлобления, то возможно для тебя эта информация более-менее справедливая. Если же возникает озлобление и даже ненависть, то вы должны насторожиться. Есть силы и люди, которые заинтересованы в том, чтобы ты стал ненавидеть другого. Такая информация вас убивает, убивает духовно. А знаете, где корень? Корень в том, что люди перестали между собой общаться, дружить, ходить в гости, перестали ходить в храм. На работах люди много работают, но практически не общаются. Чтобы не попасть на удочку какого-то информационного греха в попытках понять: кто прав, а кто виноват, нужно принять только одно — прав Господь.

— Слышала такую фразу, что каждый человек проходит свою пустыню и свою Голгофу. Может, у нашей страны сейчас период пустыни?

— Когда человек приходит к Богу, он чувствует, что Господь не оставляет его, состояние духовной радости переполняет его сердце. Господь открывает внутренние духовные ресурсы, при которых ты ощущаешь особую небесную благодать в первые мгновения причащения, общения со священником. Потом верующий начинает свой путь духовного совершенствования. Чем дольше золото пребывает в огне, тем чище оно становится, потому что примеси сгорают. Познание таинств Церкви — это православный университет, в котором человек должен не просто поставить свечку и прочесть "Отче наш", а прожить жизнь. Для Украины с ее великими святынями сегодня настала пустыня, возможно, даже Голгофа. Израильский Иерусалим всегда сотрясала война за святыни. Даже Господь плакал, понимая, что Иерусалим когда-то будет разрушен до основания. Мы понимаем, что военные действия, которые сегодня происходят на Святой Земле в Израиле — это борьба за духовную жизнь, между братьями, потому что арабы и иудеи — братья по крови. Да, у них разные матери, но они братья по крови. Думаю, такая же борьба духовная сегодня и происходит на Украине. Киев — это наш Иерусалим, место, откуда пришла благодать и радость.

"ПОРА СТАТЬ ВОИНАМИ ХРИСТОВЫМИ"

— Владыка, каково вам, выходцу из Украины, служить в Санкт-Петербурге? Поднимается ли как-то вопрос национальной принадлежности в монастырях?

— В каждом монастыре, независимо от того, это Россия или Греция, есть украинцы. Меня вопрос национальности никогда не интересовал. Я считаю, что вопрос национализма как раз и сталкивает людей и сеет раздор. У меня главный вопрос – вопрос веры. Если ты православный, значит, ты верующий, если ты верующий, значит ты со Христом. Господь не будет спрашивать, украинец ты или русский, Господь спросит: почему ты не спасал свою душу, почему ты не исполнял заповеди, почему ты не венчан, почему ты живешь в блуде, во грехе, почему не рожаешь детей... Только здесь мы можем оправдаться перед Богом, покаяться и постараться не совершать греховных поступков. Поэтому вопроса национальности в монастырях не вижу. В советское время, что в духовных семинариях и академиях училось много людей из Украины. Думаю, так было и в 19 веке, и при Петре Первом. Кстати, многие митрополиты были выходцами из Украины, они заканчивали духовную академию в Киеве и их брали, как образованных епископов, монахов. При Петре Первом приглашать священников из Киева было прогрессивно и престижно.

— Это потому, что Киев давал прекрасное духовное образование?

— Да. Но главное — на Руси всегда воспитывали настоящих воинов Христовых. Кто такой христианин? Это воин Христов, который постоянно борется со своими страстями и слабостями. Это постоянная борьба. Стоит немного расслабиться – подумать о человеке что-то плохое — все, потерял мир. Восстановить мир нужно покаянием и молитвой. И по-другому нельзя. В этом плане мне очень импонирует настоятель Киево-Печерской лавры владыка Павел. Тех, кого любишь, нужно воспитывать, постоянно держать в тонусе. Любовь – это не поглаживание по шерстке, это прокладывание правильного пути. Мы с владыкой Павлом познакомились на 300-летии Александро-Невской лавры. Впечатление у меня было, как об удивительном и добрейшем человеке, который имеет множество духовных чад. Он "свой" и на Афоне, и в Иерусалиме. Он очень щедрый и очень любит помогать другим, может отдать все, что у него есть в кармане. Господь попустил ему — он выжил после пожара в Троице-Сергиевой лавре, когда остальные погибли. Сама Божья Матерь избрала его для служения в Киево-Печерской Лавре. Сегодня это человек, который своими силами и возможностями помогает созидать в сердцах людей истину, данную Христом, ибо сам Христос есть истина. И показать людям ту радость, которая есть во Христе.

Правда. В молитве Христу.