Можно ли стать семьей от Бога

19 марта 2016, 07:30
Жена православного священника — о том, что брак есть выбор души и рост веры

Семья Савва: "Для семьи надо выбирать... душу"

Жители Запорожья Элина и Игорь знакомы со студенческой скамьи. Тогда их объединил поиск духовного пути. Они окунались в познание философских и религиозных учений — индуизм, йога, протестантизм — не боясь утонуть. В процессе они поженились, став семьей Савва, пришли к православию, найдя в нем именно то, что было нужно душе. Вскоре Элина и Игорь покрестились и стали периодически посещать православную церковь. Вот уже 22 года Игорь Савва — в сане священника УПЦ (сейчас он — протоиерей храма Веры, Надежды и Любови в Запорожье), а Элина Савва — его жена, матушка-помощница, к которой прихожане часто идут за советом, и мать двоих деток. "С этим поступком не только поменялся статус, но и были пересмотрены многие ценности, в том числе и семейные, — вспоминает Игорь Савва. — Из обычной светской, мы превратились в христианскую семью. Не все друзья и знакомые поняли и приняли этот поступок. С некоторыми общение свелось к минимуму. Но Бог дал нам в браке двоих детей. Старший сын Антон причастился в три месяца, а младшая Мария — вообще на пятый день жизни".

В семья Савва с увлечением изучают историю и литературу украинского народа, а также очень любят русскую литературу, даже черпают в ней основы культуры и воспитания. Сейчас вся семья активно участвует в развитии Украины, помогая людям, оказавшимся в непростых жизненных условиях из-за войны. Сегодня этой дружной семье уже более четверти века. Элина, помимо обязанностей матери и хозяйки, написала книгу "Адам и Ева постсоветского периода" — сборник художественных рассказов о семье, пытающейся обрести веру. "Сегодня" попросила матушку поделиться опытом, как создать и сохранить христианскую семью.

Реклама

В семьях верующих при проблемах всегда смотрят вверх, на Бога.

— Элина, нынче считается, что любовь — это нечто прекрасное и интересное, а брак — скучное, нудное, застывшее, "институт", откуда любовь со временем обязательно уходит. Появилось множество разновидностей брака: гостевой, шведский, гражданский брак, коммуны хиппи. Как к ним относиться? 

— Замечу, что гражданский, гостевой и прочие браки — не изобретение нашего времени. Вспомним, Достоевский был в долгих неоформленных отношениях с Аполлинарией Сусловой. Тютчев, будучи официально женат, жил 14 лет в гражданском браке с возлюбленной Еленой Денисьевой. Блок, будучи женат на Любови Менделеевой, искренне ее любя, не имел с ней интимных отношений, считая, что это разрушит его высокое, духовное чувство к ней, что послужило поводом ее влюбленности в Андрея Белого и, фактически, браку втроем. Словом, разнообразие вариантов сожительства наблюдалось всегда, но это не афишировалось.

— Сейчас люди стали свободнее, решительнее, смелее — обо всем говорят вслух и всему дают конкретные названия, разве это плохо?

Реклама

— Я никого не осуждаю — у нас свободная страна, каждый выбирает свой путь в силу своего опыта, ума, ценностей, вероисповедания. Однако часто сталкиваюсь с тем, что пара, проживая так, как они сами решили и как им удобно, вдруг обижается, если их вид отношений не считают христианским. Мне часто говорят: но вы так же рожаете детей, готовите еду, ходите в кино, чем вы отличаетесь? Ну в церковь часто ходите, а мы только пасочки святить. Отличия, не видимые человеку неверующему, все же есть, и довольно большие. Говоря "христианская семья", мы имеем в виду, что соединяются два верующих во Христа человека: "Да будут двое в плоть едину". Обретение веры становится для человека величайшим событием в его жизни, которое переворачивает мировоззрение и меняет привычки. Теперь уже вера воспринимается как драгоценность, которую не хочется терять: "Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то".

Пара, где мужчина и женщина воцерковлены и стремятся к Христу, в первую очередь стремится сохранить и укрепить свою веру. И главное такой семьи — Господь. Часто народное сознание изображает Бога каким-то строгим полицейским с дубинкой, который придумал невыносимые правила — верующие из кожи вон тянутся, чтобы их исполнить, а тех, кто не исполняет, Господь дубинкой карает. Но Бог есть Любовь, Он нас любит и хочет, чтобы мы были счастливыми. Если вчитаться в заповеди, то мы увидим, что они — не приказ, а скорее констатация факта, условий, при которых человек может быть счастлив. Никто не будет жить радостно, убив или украв, если относиться ко всем так же, как к себе ("Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними", — говорится в Нагорной проповеди Христа.) — все будут вежливы, снисходительны и ласковы. Тогда как постулаты мирской жизни и мирского брака без Бога выглядят как "Антиевангелие". Например, вместо того, чтобы помогать друг другу и относиться с терпением, можно часто услышать: "Женившись, заведи любовницу" или "О любовнике рассказывай подругам, но от мужа скрывай", или: "На Новый год непременно напейся и пей непрерывно до выхода на работу, съедая как можно больше "оливье". И многие так и живут. Поэтому жить по заповедям Божьим для верующего — счастье. И в такой семье люди всегда смотрят вверх. Они не так переживают о добыче денег и не так расстраиваются из-за бытовых неурядиц, не так сильно, как остальные, обеспокоены своим статусом, общественным положением, этим извечным "а что подумают люди". Для верующего на первом плане — узнать волю Божью, исполнить Его предназначение. Для верующей семьи Бог — друг, советчик, любящий Отец, управитель, помощник, Личность. Они обращаются к Нему в каждый момент своей жизни, возносят благодарственные молитвы, просят помощи в трудных ситуациях, сверяют свои мысли и поступки в соответствии с Его волей. Он всегда присутствует в их жизни.

КАК ВЫБРАТЬ ВТОРУЮ ПОЛОВИНКУ С ВЕРОЙ

Реклама

"При выборе спутника (спутницы) жизни христианин руководствуется иными принципами, чем неверующий, — говорит матушка Элина Савва. — Мы верим в бессмертие души, верим, что и после смерти будем вместе. Поэтому христианин не выбирает жену, как стильный гаджет, типа чтоб хорошо готовила, красивая — не стыдно людям показать. Христианка, думая о замужестве, не меряет толщину кошелька будущего супруга, величину его жилплощади или наличие загранпрописки. Они влюбляются в душу. И задают себе единственный вопрос: хочу я быть именно с этим человеком в Вечности, всегда? Наверное, это звучит слишком пафосно и непривычно для нецерковных людей, но то, что пафосно для других, для верующих — ежедневная реальность.

НЕСВОБОДНАЯ СВОБОДА. Мне понравилась фраза, смысл которой примерно таков: "Их отношения после его (мужа) смерти стали еще лучше". Тело отходит в землю, а наша душа — воспоминания, эмоции, все, что мы успели почувствовать, — продолжает жить. Вообще, слово "выбор" несколько условно в такой ситуации. Мы довольно несвободны с самого рождения в выборе, мы не можем выбрать изначальные вещи, которые несем всю жизнь: дату рождения, имя, родителей, особенности физического строения и т. п. Даже основополагающее: рождаться нам в этот мир или нет — мы не выбираем. И влюбиться в того или иного человека — тоже не наш выбор. Я не знаю, как это происходит, загадку любви многие писатели, философы, даже ученые пытались решить, но все, что у них получилось, — это лишь зафиксировать и описать состояние, чувства, разные пути развития и варианты отношений. Но как она возникает — так и осталось загадкой.

ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ. Я считаю, что любовь — это Божий дар, милость. Спички в руках Бога, когда Он посылает эту искру. Христианская семья начинается с любви двоих. Важно сохранить эту искру, поддерживать пламя. Без любви невозможно построить прочные, долговременные отношения. Человек всегда раздирается противоречиями: с одной стороны — любимые хотят быть вместе, с другой — при совместной жизни появляются трения, непонимания, убийственная привычка. Любовь помогает это преодолеть и остаться вместе: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит".