Откровения печерских монахов: "Лавра мне порой напоминает космопорт"

28 октября 2016, 07:30
Лаврский иеромонах и фотограф о первом шаге к спасению через послушание и руке Бога

"Человек непослушливый вносит анархию, беспорядок — и тем удаляется от Бога"

Мы продолжаем спецпроект "Откровения печерских монахов", и в этот раз наша беседа — с лаврским фотографом — иеромонахом Симоном. 42-летний отец Симон в Лавре уже 14 лет.

ЧТОБЫ ДУША ОТКЛИКНУЛАСЬ

Реклама

— Отец Симон, почему вы решили выбрать монашество? Ведь можно было бы стать священником на приходе?

— Да я и не думал о священстве поначалу, просто искал свое место в жизни. Ездил по разным монастырям, бывал на богослужениях. Любой монастырь отличается богослужебными песнопениями, и я искал то, где моя душа более всего откликнется. Откликнулась душа в Киево-Печерской лавре. Вообще, мне с детства нравилось жить в коллективе — я любил и общежития, и спортивные лагеря, и студенческие поездки в колхоз. Нравился мне и монастырский уклад, просто по душе было.

— Ну, это еще не повод уйти в монастырь, разве нет? Многие становятся футбольными фанатами, посещают клубы.

Реклама

— Да, это тоже коллектив, и в футбол я в свое время играл. Но я говорю о жизни в общежитии. Монастырь у нас общежительный — братия подчиняется наместнику монастыря, но все вопросы решаются сообща. Потому коллектив в православии называется общежитием.

— Вы, наверное, из верующей семьи, раз стали на путь священника?

— Нет, мама воцерковлялась благодаря мне, а папа вообще атеист. Так что я в своей семье первый, кто подружился с Богом.

Реклама

— Как думаете, монахами рождаются или становятся?

— Становятся, не рождаются. Это осознанное решение, к которому приходишь со временем.

— Не было такого желания и дерзновения поначалу совершать молитвы именно в пещерах, как в древности?

— Я бы не пошел тогда бы в монастырь в центре города, в столицу. А выбрал бы монастырь где-нибудь в лесу, где можно уединиться, молиться. Но на все воля Божья. Нашу Лавру я порой называю космопортом. Здесь столько людей из разных стран, городов, столько внутренних миров со своими уникальными судьбами!

— Вам нравится жить в таком космопорте?

— Я всегда был среди коллектива, поэтому здесь я в своей тарелке.

КАК СТАТЬ ПОСЛУШНЫМ БОГУ

— Некоторые батюшки стараются даже за пределы монастыря не выходить, а вы?

— Ну, мне и по послушанию в город приходится ездить. Я не стесняюсь своей одежды, поэтому и в город езжу в подряснике. Тем более что Киев — такой город, что видя подрясник, люди шею не сворачивают и пальцем не показывают. В других городах молодежь порой может неадекватно отреагировать, но для меня это не проблема.

— Почему у монахов послушание выше спасения?

— Послушание — превыше поста и молитвы и является одной из основных добродетелей. Если углубиться мыслями в заповеди, то мы увидим, что они все пропитаны послушанием к Богу, родителям. Если человек не любит Господа и ближнего, послушания у него не получится. Достигая послушания с кротким сердцем, человек тем самым совершенствуется в Божественной любви. Потому послушание считается одной из основных христианских добродетелей.

Это очень четко видно в праздновании Преображения. Когда Господь преобразился на горе Фаворской, перед учениками — апостолом Петром, Иаковом, Иоанном Богословом, — то голос тогда был: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. XVII, 5)". Сам Бог-Отец благословил нас быть в послушании у своего сына Христа. Кроме того, послушание — добродетель, которая упорядочивает все. А Бог там, где порядок. Если человек непослушливый, он приносит анархию, беспорядок, хаос — и тем удаляется от Бога. В миру это тоже проявляется часто — когда, к примеру, люди не выполняют своих обязанностей, обещаний, а делают все по своей воле и по своей гордости, превращая мир вокруг себя в хаос и ад. Поэтому, чтобы навести порядок, надо стать в первую очередь послушным Богу, заповедям, ближним.

ИДЕАЛЬНАЯ ФОРМА СПАСЕНИЯ

— Что помогает вам духовно расти, кроме послушания?

— Лаврская библиотека. Читая Жития святых, понимаешь, что здесь, в этих книгах — идеальная форма спасения. Но применить многие советы старцев в нынешней жизни не так просто, уж слишком жизнь эта изменилась со времен святых. Потому, чтобы понять и правильно применить опыт святых, нужно общение с духовным наставником. Он помогает выравнивать наш спасительный вектор. Духовник — как рука Божия.

— А как вы выбирали своего духовника? По каким критериям?

— Пришел в монастырь и прилепился к одному батюшке, стараюсь у него исповедоваться. Что же до критериев, то для меня важно, чтобы человек этот был духовно грамотный, много переживший, имеющий личный опыт и духовную преемственность, которая за 70 лет советской власти была практически утрачена и сейчас только возрождается заново, шлифуется.

— Посоветуйте, как выбрать себе духовного наставника в миру?

— Надо Богу в первую очередь помолиться, духовник же не на дереве растет, а Богом посылается. Поэтому надо приложить молитву от сердца, тогда Господь ее услышит и подаст духовника в той или иной ситуации. Пока душа ваша не прилепится сама к кому-то одному, кто станет вашим проводником и "рукой от Господа", которая будет вести вас ко спасению.