По святым местам: тайны черниговских обителей

16 августа 2015, 08:30
В Антониевых пещерах ловят привидений, а в Елецком – гонят бесов палкой

Вход в Ильинский монастырь. Болдины горы для славян были особым местом, здесь было капище Перуна. / Фото: Александр Яремчук

Несмотря на то, что Ильинский монастырь с Антониевыми пещерами давно не является монастырем, а музеем при заповеднике "Чернигов древний", обойти его в нашем спецпроекте мы не решились. Зато выяснили, почему Антоний Печерский уходил из Киева и как в Чернигове пытались воссоздать прототип Киево-Печерской лавры.

АНТОНИЙ-ДИССИДЕНТ. "С одной стороны, Антоний Печерский по праву считается отцом монашества в Киевской Руси, но знаете ли вы, что в свое время он был диссидентом, – удивил нас заведующий музеем Антониевы пещеры Владимир Руденок. – Основатель киево-печерского монастыря оказался в Чернигова при весьма необычных для монаха обстоятельствах. Ему пришлось покинуть Киев, опасаясь гонений со стороны киевского князя Изяслава Ярославича, с которым у него возник достаточно серьезный и многоплановый конфликт. Антоний вынужден был бежать в Чернигов под защиту Святослава Ярославича. Есть мнение, что Антоний был его духовником. Вообще, после возвращения Изяслава Антоний словно исчезает. Летописи говорят о нем неохотно. О смерти пишут кратко: "В это время Антоний вже вмре", а вот когда и где – не известно. Могила его не найдена, смерть обросла легендами. Рассказы, что он упокоился в Киево-Печерской лавре, исторически не подтверждаются. Тела его там нет. Кроме того, у Антония возникли разногласия и с братией киево-печерского монастыря – в частности с Феодосием Печерским, одобрившим новый устав, по которому все становится общим, а жизнь братии подчинена единому распорядку и послушанию старшему. Скорее всего, на этой почве Антоний и Феодосий разошлись. Посему то, что Антония всегда изображают рядом с Феодосием, исторически не совсем верно. Кстати, житие Антония было уничтожено еще в древности. Возможно, его бы и вообще изъяли из летописей, но масштабность фигуры не позволила. Потому даже то, что он прожил 90 лет и что его прежде звали Антипой – факты условные".

Реклама

Костница. Одна из самых древних.

"ПУПОДУШЦЫ". В Чернигове преподобный Антоний оказывается в 1069 году и проводит около 3 лет. Но за столь небольшой срок народ сохранил множество легенд о святителе. Одна из них повествует о свирепом разбойнике Малее, который наводил страх на путников, проезжавших по дороге у подножия Болдиной горы. Говорят, что никто не мог его победить ни силой, ни оружием. Только Антоний смог силой слова смирить разбойника, а затем еще и постриг его в монахи! "Место для основания монастыря выбрано не случайно. Болдины горы – само название которых произошло от слова "Болд" – дуб, еще с языческих времен почитались черниговцами, так как здесь располагался курганный могильник, – рассказывает наш гид.- Здесь же, по мнению историков, до крещения Руси располагалось капище Перуна, чей культ был связан с дубами. А дубы славяне считали священными деревьями. Таким образом Болдины горы издавна имели сакральный характер. Начало монастырю положила пещера преподобного Антония, которую, по словам летописца, он сам и выкопал. Затем рядом с ней появились другие – вырытые его учениками. Постепенно, там где сейчас стоит Ильинская церковь, образовалась пещерная улица-лавра, населенная монахами-отшельниками. Во времена Антония инок копал пещеру для того, чтобы отгородиться от внешнего мира, суета которого мешала ему максимально сосредоточиться на Боге. Пещера должна была служить затворнику постоянным напоминанием о смерти, которую он ожидал не со страхом, а с радостью. Поэтому, каждое древнее монашеское подземелье было и жильем, и местом, где его грешное тело находило последнее пристанище. Древнейшие подземелья Богородичного монастыря состояли из двух частей – подземной и наземной. Жил монах в деревянном домике с печью, пристроенному к склону оврага. Вглубь горы вел узкий подземный ход в пещеру – место для молитвы. Здесь он сидел, склонив голову и направив взгляд в область живота, за что затворников называли "пуподушцами". Лежать в затворе монах не имел права. После смерти затворника, его иногда там же хоронили".

Реклама

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ. После монголо-татарского нашествия монастырь пришел в запустение и 400 лет о нем ничего не известно. "Второе рождение монастыря начинается лишь в XVII веке, когда же его переименовывают в Ильинский – в честь того, что его освящение совпало с праздником святого пророка Ильи, которого черниговские казаки считали небесным покровителем, – говорит историк.- Сюда даже хотели перенести резиденцию предстоятеля православной церкви и создать аналог Киево-Печерской лавры! Доказательство чему – найденные в 1992 году новоантониеевы пещеры. Мы предполагаем, что они выстроены на случай переноса в Чернигов святых мощей Киево-Печерских угодников. Дело в том, что во второй половине ХVII столетия, была угроза перехода Киева под власть католической Польши. Сохранившаяся часть Новоантониевых пещер состоит из трех широких и высоких галерей. В стенах – ниши для гробниц. Возможно, кроме погребальных улиц, прежде были и иные помещения, в том числе и церковь. Как известно, Киев полякам отдан не был, необходимость переноса лаврских мощей в Чернигов отпала, а пещеры были заброшены".

ХРАМ ПОД ЗЕМЛЕЙ. Единственное доступное для широкого обозрения подземелье – это Антониевы пещеры. Первое, что поражает при входе в – холод и сырость, которой не ощущаешь в пещерах Киевской лавры. Второе – огромная высота пещер. Словно это храм, опущенный под землю. "Так и есть, это самый большой пещерный храм в Украине и сопоставим с приходской церковью, высота притвора – 8,5 метров (как трехэтажный дом), – говорит наш гид. – В церкви святого Феодосия (Тотемского) вполне могут разместиться до сотни человек. А температура в пещерах +12 С°, а влажность превышает 90%. Строители пытались как-то бороться с этим, и поместили внутрь пять изразцовых печей. Однако эксперимент лишь доказывал, что строители мало знали законы физики. Из-за сильной влажности печи создавали эффект "русской бани", и только усугубляли ситуацию".

КЕЛЬЯ АНТОНИЯ. Пройдя по лестнице на второй ярус, попадаем в помещение с округлым потолком. По церковному приданию, здесь покоятся останки иноков, убитых монголо-татарами в 1239 году. Большинство древних помещений были уничтожены. Одна из чудом сохранившихся келий древнерусских затворников очень похожа на подземный ход, который только что начали копать. Только вырубленное в его конце место для сидения указывает, что здесь была келья. Пройдя через еще одну галерею, мы попадаем в небольшую келью самого Антония Печерского. "Церковные источники сообщают, что еще в XIX столетии ее использовали для лечения "бесноватых" (психически больных), – говорит нам историк. – Смысл лечения заключался не только в изоляции "пациента" от внешних раздражителей, но и в насыщении его биологической энергией, мощные потоки которой пронизывали эти древние подземелья. Рядом с келией Антония Печерского расположена самая дальняя подземная церковь в честь Николы Святоши. Храм, внешне похожий на широкий тоннель, разделен на три части перегородками". Напомним, Никола Святоша был князем черниговским (сыном Давида Святославича), который оставил престол и ушел в монахи, был поваром, смотрителем врат, исцелял людей и пророчествовал.

Реклама

Пещеры. Храм высотой 8,5 м.

УСЫПАЛЬНИЦА. Рядом с церковью Николы Святоши – пещера, предназначенная для совершения погребений по древнему афонскому обряду. "Умершего монаха сначала помещали в склеп или гробницу, а по истечении трех лет, что символизировало трехдневный срок между распятием и воскрешением Христа, мощи омывали и перемещали в специальное хранилище – костницу, где они сохранялись вечно, – говорит Владимир Руденок.- На территории Киевской Руси сохранилось несколько подобных погребальных сооружений, но костница в Антониевых пещерах – самая большая из них".

ПРИВИДЕНИЕ НАЗВАЛИ РАБОМ ТАРАСИЕМ

Уже лет 20 бытует легенда о том, что здесь в костнице и ходах Антониевых пещер живет приведение. Работники музея замечали, что в некоторых местах у людей происходят резкие смены состояний: из веселого становится депрессивным, или болела голова – и перестала болеть. "Во время раскопок здесь я не мог отделаться от мысли, что за моей спиной кто-то стоит, – говорит начальник музея Владимир Руденок. – За 25 лет я зафиксировал не больше 10 разных галлюциннаций. Однажды группа из 10 человек вышла с криками: "Здесь какой-то монах ходит!" Мы тогда перекрыли все выходы, "прочесали" пещеры, но никого не встретили. Иногда сюда приходят семинаристы, остаются молиться, а люди пугаются". Благодаря прессе, теперь на вопросы туристов: "Где привидение?" здесь отвечают: "В отпуске". Интересно, что люди верят! Самая последняя сказка – что в одном из тупиковых ходов живет некий раб Тарасий. Плотный туман и подсветка создают весьма причудливые тени. Здесь на стенах даже граффити появилось: "Спаси Господи раба Твоего Тарасия!" Осталось только этого Тарасия изловить и к нам в штат зачислить", – шутит историк.

В ЕЛЕЦКОЙ ОБИТЕЛИ ЛЕЧАТ УМАЛИШЕННЫХ

Елецкий монастырь – один из древнейших в нашей стране, ему около 950 лет. А вот название "Елецкий" появилось благодаря легенде об иконе. "Прежде на этом месте были хвойные леса, – рассказывает монахиня Серафима. – Однажды люди увидели сияние, исходящее от одной из елей. Подошли ближе и увидели икону прямо на елке. Позже эту ель назовут пальмой Сионской. Об иконе на елке рассказали Черниговскому князю Святославу Ярославичу, который велел построить здесь монастырь и назвать его Елецким. В центральном храме до сих пор видны клейма князя Святослава на кирпичиках, потому храм наш – под охраной ЮНЕСКО. Благословил монастырь прибывший в Чернигов преподобный Антоний Печерский – который родом был из черниговских земель. На том месте, где росла елка, теперь находится центральный иконостас. Строили его греки в византийском стиле. Примета стиля – "голосняки" – дыры в стенах, в которых встроены кувшины. Ученые говорят, что это – для улучшения акустики. А вот греки считали, что в этих кувшинах живет Святой Дух – утешитель, который помогает людям на пути к Богу и утешает в страданиях".

Центральный храм Елецкого монастыря. Летом весь утопает в цветах.

ОРАНТА И ГОРШОЧЕК. В притворе центрального храма монахини и прихожане сначала сворачивают направо – к удивительной келейке – небольшому углублению в стене. "Образам этим девять с половиной веков , если присмотреться, то до сих пор видны образа ангелов и херувимов, склонившиеся над Богоматерью, – говорит нам монахиня. – Есть предание о том, что когда на Чернигов нападали поляки, богач, который жил на этой земле, запрятал тут медный ящичек с деньгами и "велел" Божьей Матери охранять его деньги. Вернувшись через 30 лет, он увидел, что ниша разрушена, денег нет, к тому же в храме ведутся католические службы. В сердцах он воскликнул Богородице: "Ты чего не уберегла сокровища?" и бросил в образ Оранты меч. Когда от образа отпал кусочек штукатурки, богач вдруг завертелся волчком и стал невменяемым. А место это стало почитаемым и молитвенным". В Елецком монастыре тоже когда-то были пещеры, даже легенда есть о том, что если зайца туда запустить, то он выпрыгнет в Киево-Печерской лавре. Только пещеры эти засыпались, а в советские времена их еще и водой заливали, чтобы окончательно уничтожить.

Храм Петра и Павла. Монахини коров фотографировать не разрешали.

СВЯТЫНИ. В храме есть список Черниговской иконы Божьей Матери, которую называют "плачущей". Последний раз она плакала 8 дней перед тем, как началась война в Сербии. Перед войной на Донбассе верующие говорят, у иконы лик изменился – стал скорбным.

У Елецкой иконы Божьей Матери, явившаяся на елке, молятся за исцеление умалишенных, душевнобольных и бесноватых. "По летописям как-то к воротам храма прибежал отрок и стал биться головой о врата, – рассказывают в монастыре. – Монахи (в начале Елецкий монастырь был мужским) его изловили, связали ему руки и ноги, посадили на колокольню, а сами стали за него молиться у иконы. Три дня они не пили и не ели. В итоге, через три дня молодой человек просветлел, оправился, оделся в белые одежды и сказал, что остается здесь служить в благодарность за свое исцеление".

БЫТ. Сейчас в монастыре – 60 сестер. Живут в одноэтажном здании вековой давности, по 12-18 в одной комнате. С трех утра – крестный ход с чтением богородичного правила, потом служба и "на картошку" – хозяйственные работы. Живут по старинке – многие даже боятся в руки брать мобильный телефон, и запрещают фотографировать даже коров! Наш гид – матушка Серафима, признается, что в молодости ходила в обитель...в спортивный клуб. "За что теперь и несу здесь покаяние", – с улыбкой говорит монахиня. С особой теплотой монахини вспоминают игуменью Амвросию (Иваненко), при которой были отремонтированы все обветшавшие здания обители. "Она была духовным чадом нашего преподобного батюшки Лаврентия, – говорит нам монахиня Серафима. – Она и иконы писать умела, и печку класть, без нее в монастыре ничего не делалось. Она ходила сюда еще в 16 летнем возрасте. Батюшка Лаврентий ей тогда уже говорил: "Походишь, походишь, да и будешь наша". Она не поверила, а когда пришла в Чернигов на заработки, батюшка Лаврентий сказал: "Поставьте ей кровать в Елецком монастыре. Она будет монахиней". В итоге, она и в храме служила на клиросе, и на стройке работала, чтобы мать старенькую прокормить, а по ночам еще и вязала варежки на продажу. Все успевала, и так до конца жизни".

Баптистерий. На стенах сохранились фрески.

Келья с Орантой. Здесь очень хорошо молиться.

На 2 этаж. Лестница – внутри стены храма.

АФОНСКОЙ ПАЛКОЙ ИЗГОНЯЮТ БЕСА ЛЕНИ

У монахинь Елецкого монастыря есть свой способ воспитывать в себе смирение. Кроме послушаний молитвенных и хозяйственных, есть еще метровая деревянная палочка, которой они слегка бьют друг друга по лбу, плечам, рукам, ногам и спине. Удары слабенькие, но ощущения неприятные. Уклоняешься, значит бесов много в душе – лени или еще чего. "Наш владыка Черниговский несколько месяцев прожил на Афоне, там его старцы благословили посохом, чтоб бесов изгонять", – говорят матушки.

Учат прихожан смирению.