Прощеное воскресенье – первый этап подготовки к Светлому воскресению во Христе

21 февраля 2015, 07:00
Как пройти в "ворота покаяния"

Прости ближнего и дальнего. И Господь простит тебе грехи. Фото: diets.ru

О сути Прощенного воскресенья размышляет Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич).

Именно этот день я назвал бы днем победы над собой. Почему? Четыре воскресных дня подряд мы слышали церковное песнопение, взывавшее к Богу от всех нас: "Покаяния отверзи мне двери". Сейчас эти врата отворяются. Отворяются в Великий пост, дни нашей личной Голгофы, очищающей жизнь, и ведущей к нашему личному Фавору  — преображению мыслей и настроений сердца.

Реклама

ПОКАЯНИЕ. В церковном календаре не просто так в Прощеное воскресенье вспоминается изгнание Адама из рая — именно тогда мы слышим первый призыв Бога к человеку, познавшему грех, покаяться в содеянном. Стоит помнить, что в начале покаянного подвига лежит самое сложное испытание. И оно куда более трудное, чем грядущее семинедельное воздержание. Это испытание  — прощение ближних. Причем мы не только должны их простить, но и искренне попросить у них изгладить из памяти наши собственные недостойные слова и поступки. Коснеющему в гордости человеку бывает труднее переступить через самолюбие, чем предаться аскетическим практикам и делам милосердия. По этому поводу есть емкое и четкое выражение великого учителя аскезы и покаяния преп. Ефрема Сирина: "Если ты не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой — Бог не примет тебя".

ПРОЩЕНИЕ. Именно прощение ближних есть попытка сокрушить в себе корень греха — гордость, которая всегда предшествует духовной погибели. Православные люди хорошо знают выражение "постовые искушения", когда Господь, не желая нашей погибели, вразумляет нас испытаниями. Пост — время, когда нужно дать Богу ответ за те грехи, которые человек либо не осознает, либо забыл, либо, что чаще всего, похоронил в глубине своей совести. Но добрый ответ пред Богом, которого мы не видим, мы сможем дать лишь тогда, когда помиримся и простим все грехи нашим ближним, которых видим. И не только их простим безо всяких колебаний и условностей, но и себе у них испросим прощения, начав, таким образом, свой постовой путь к Небу с чистого листа. Ведь "ничто так не уподобляет нас Богу, как прощение людей злых, которые обижают нас".