Рождество для каждого: как соприкоснуться с главной мистерией праздника

6 января 2018, 06:34
Как можно родиться свыше, растить в себе частичку Божества и избегать злого умысла

Рождественский вертеп. Традиция, которая пришла к нам с Запада, особо по душе детям

Христос Рождается! Великое, светлое, чудное таинство будем мы праздновать в это воскресенье 7 января. Рождество Христово — один из двунадесятых великих праздников, данный человеку для того, чтобы еще раз увидеть, насколько милосерден к нам Господь. О празднике Рождества и о том, может ли человек родиться свыше, мы поговорили с наместником Киево-Печерской лавры, митрополитом Павлом.

Суть Рождества

— Владыка, часто можно услышать от неверующих: если Он — Господь, то зачем Ему надо было стать человеком, к чему эта путаница с богочеловеком? Что можно ответить на это?

Реклама

— Дело в том, что человек согрешил и отпал от Бога настолько, что нужно было что-то выше человеческих сил. Как сказал Иосиф Флавий, священник и еврейский философ: "Уже не мог человека исправить ни Ангел, ни пророки. Нужно было прийти самому Господу". Эти слова сказаны не христианином, но как верно они сказаны!

Рождество Христово — момент, который открывает нам двери в Царство Небесное. Так Господь возлюбил человека, что посылает своего Единородного Сына, который принимает образ человека. Прикрывая Божественную природу, Он становится Богочеловеком, Спасителем всего человечества. С этого времени, момента Рождества Христова, как раз начинается новая эра, новая эпоха жизни человечества.

— Заметила, что все важные события происходят ночью: и Рождество, и Преображение, и… предательство Христа. Почему так?

Реклама

— Все события духовного порядка происходят ночью. Как говорят святые отцы, в темноте лучше проявляется ведение духовное. Господь показывает, что в миру все покрыто мраком, но свет Христа освещает человеку жизнь. Поэтому так важно встретить праздник Рождества Христового в радости и благодати. Чтобы в душе вашей была та великая любовь, которая есть у нашего с вами Спасителя ко всем нам. Будьте в этот день с самыми родными вам людьми. Поблагодарите Бога, что Он дал всем нам второй шанс для спасения, что мы стали Его детьми.

— В этот праздник мы говорим: Христос рождается! Не значит ли это, что и мы должны обновляться, как бы родиться заново внутри себя?

— Сегодня мы приблизились к тому великому событию, которое дает человеку понимание бытия на земле: для чего он здесь, какая его цель в этом мире, какова искупительная жертва Христа Спасителя, Спасителя Мира. Христос родился единожды плотью для того, чтобы обновить человеческое естество. Спаситель пришел в этот мир спасти того Адама, который согрешил и которого церковь называет первым, а Христа зовет вторым Адамом, Который искупил Своей смертью на Кресте все грехи человеческого рода!

Реклама

Каждый человек рождается свыше в Таинстве Крещения святой соборной апостольской церкви. Вне Церкви нет спасения, поэтому человек, родившийся свыше, имеет в Таинстве Крещения ту благодать, которая была попрана Адамом и Евою после искушения их лукавым змием. Господь вдохнул в человека жизнь, и с этим дуновением к человеку переходит частичка Божества, которую надо беречь и растить в себе.

Вифлеем. Пещера Рождества

Родиться свыше

— Как растить в себе эту частичку Божества?

— Об этом рассказывает евангельская притча о талантах. Суть ее в том, что данное Богом надо приумножать. Благодать Святого Духа немощных врачует и оскудевающих восполняет. Наша сила человеческая — слабая, греховная и не может ничего сделать без помощи Божьей. А вот сила Божественной любви не имеет границ. Она распространяется на всего человека и на все человечество, если мы этого хотим. Но только рожденный свыше может познать всю полноту благодати Божьей, и приумножить ее.

— Родиться свыше и родиться заново — одно и то же?

— Родиться свыше — значит, быть обновленным человеком и созерцать Божественную природу в окружающем мире и внутри себя. Это дар, который дан не каждому. Лишь тот, кто прикладывает усилия, тот восхищает Царство Небесное. Кто приготовил свое сердце, ум, глаза, тот может увидеть ту благодать. Родиться свыше — значит, обновившись благодатью Святого Духа, вершить свой жизненный подвиг. А вот родиться заново нельзя, это метафора, народное изречение. Мы не можем войти в утробу матери, но можем обновляться в таинстве исповеди и покаяния, причащения тела и крови Христовой. Тайные ученики Христа Никодим с Иосифом услышали от Спасителя: "Нужно родиться заново", — и очень удивились: "Как? Разве мы можем войти в утробу матери?". Но Христос ответил: "Не нужно входить в утробу матери, а нужно родиться Духом — от воды и Духа Святаго". Поэтому есть только рождество духовное (таинство крещения) и обновление через покаяние.

— Тем не менее даже среди верующих есть те, кто в храме — сама святость, а в миру может и злословить, и клеветать. Значит ли это, что человек просто не родился свыше? Ведь рожденный свыше не должен так поступать…

— Человек — существо, пораженное грехом. И как бы мы не чистили источник воды, все равно если в нем есть ил, он будет издавать неприятный запах и снаружи будет загрязнен. Так и в человеке грех живет. И война с ним, с грехом, идет на протяжении всей нашей жизни, война, с самим собой. А очищать себя нужно не кровью, а покаянием и слезами, которые даются человеку для очищения после осознания своих грехов. Человек, который не осознает своих грехов, — богохульник. Потому что один Господь без греха, а все люди имеют грех! Святой Макарий Великий свидетельствует о себе: "Ты победил", — говорит ему бес. Но Макарий отвечает: "Я тебя не победил. Скажу "победил", только когда переступлю чертог Царства Небесного". Каждый человек имеет немощь греха, недостатки — у кого-то их больше, у кого-то меньше, но есть у всех. Душа же человека призвана и взывает к святости. Даже если делаешь с любовью, рано или поздно закрадывается в сердце какая-то заноза, которая болит. Это наша греховная сущность. И грешить мы будем, увы, до последнего вздоха.

Владыка Павел. Литургия в пещерке Рождества

— Кто-то может истолковать эти слова, как "греши в удовольствие", все равно ничего уж не поделаешь…

— А вот и нет! Есть грех неумышленный, а есть злоумышленный. Вот, бывает, вырвалось у тебя на кого-то слово "негодяй". Скажешь в сердцах, а потом думаешь: вот зачем? Другое дело, когда специально делаешь что-то, чтобы досадить кому-то. Это уже грех злоумышленный. Есть разные моменты. Но мы всегда грешим и будем грешить!

— А что нужно для этого, чтобы грешить меньше?

— Нужно, в первую очередь, покаяние и изменение своей жизни.

— И наверное, извиниться перед тем, кого в сердцах назвал негодяем? Даже если тот и заслужил?

— Конечно. Господь сказал: "Если имеете в своей душе злобу затаенную, оставь дар пред алтарем, прежде иди и попроси у человека прощения". То есть сначала попроси прощения, а уж потом иди в церковь и участвуй в таинствах.

— Но порой бывает, что человек, которого ты обидел, уже далеко, и у него нельзя попросить прощения…

— Даже если он далеко, ты попроси у Бога мысленно прощения. И поверьте, даже мысленное покаяние, искреннее раскаяние способно творить чудеса. Как-то ко мне пришел человек на исповедь в полном отчаянии. Его отец начал пить, сам он тяжело согрешил. После покаяния сына отец резко перестал пить — вот это было Божье благословение! Мы все связаны духовными нитями. Потому, согрешая, мы невольно тянем в бездну тех, кто с нами рядом. Подумайте, дорогие братья и сестры, и будьте ответственны друг перед другом. Впереди — вечность, и хорошо бы провести ее с Господом нашим, чье рождение мы празднуем.