Спецпроект "Паломники": 14 остановок на Via Dolorosa

31 марта 2018, 07:00
Отпечаток Спасителя, терновый венец за $3, и как украинки служат у Судных Врат

Via Dolorosa. Сложно читать молитвы, когда вокруг торговцы / Фото: Александр Яремчук

К приближающемуся празднику Пасхи мы рассказываем, как завершил Свой путь и нес Свой крест Иисус Христос. Начало Крестного пути — о претории Пилата читайте в статье: Спецпроект "Паломники": по последнему пути Христа. В этом репортаже — как мы прошли крестный путь Христа.

Арифметика пути

"Сейчас эта дорога не такая прямая, как была во времена Спасителя, но направление осталось неизменным, — говорит наш гид, инокиня Елена из Горненского монастыря Иерусалима. — Название Via Dolorosa (Скорбный путь, или Крестный путь Христа) появилось в XVI веке, начало этого пути — от крепости Антония (претория), завершение — у Голгофы. Крестный путь впервые был проделан Христом — человеком без греха, который проторил Собой дорогу к вечной жизни каждому верующему во Имя Его. Некоторые паломники делят этот путь на 14 остановок (станций), каждая из которых отмечена часовенками или церквями. 10 из них описаны в Евангелиях, остальные относятся к преданиям. Этот путь — одновременно и символический, и зримый, который Господь указал каждому христианину: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее"...

Реклама

Крестный путь. Условно делится на 14 остановок (станций)

Via Dolorosa

Первое, к чему надо привыкнуть, — что Крестный путь Христа усыпан торговыми палатками, в которых можно купить все — от ковров и чемоданов до магнитиков. Здесь же продают и крестики, с которыми православные христиане проходят Крестный путь Христа, и терновые венцы, которые надевают на голову для этой же цели католики. И то, и другое стоит по 10 шекелей, или $3. Я попыталась надеть терновый венец поверх платка, но тут же сняла. Ощущения были неприятные — словно надела аппликатор Кузнецова. Пришлось ограничиться деревянным крестиком. Его я пронесла весь Крестный путь, по традиции, прикладывая к святыням на каждой из 14 остановок и произнося молитву. Но если меня хватило разве что на "Отче наш" и "Иисусову молитву", то инокиня Елена успевала не только рассказывать историю Via Dolorosa, но и петь тропари. За это сестричке, одетой во все черное с головы до пят, то и дело торговцы дарили водичку — которая в 40-градусную израильскую жару на вес золота. Второе, к чему привыкла чуть быстрее, — к камням пути, которые из-за миллионов паломников стали "глянцевыми" и неимоверно скользкими. И чем ближе к Храму Воскресения Христова, тем более глянцевые камни под ногами.

Реклама

Станция 7. Тут Он упал

Отпечаток Спасителя

Кроме того, пришлось свыкнуться с призывами на мусульманскую молитву, к иудеям, спешащим в синагогу или к Стене Плача, а также с тем, что каждая из остановок может принадлежать разным конфессиям. Например, часовня Измождения — место встречи Христа со своей Матерью — теперь принадлежит Армянскому патриархату.

"Божия Матерь не была на суде в претории, и узнала об осуждении, только когда Его уже вели на Голгофу, — говорит инокиня Елена. — В Евангелиях эта встреча не сохранилась, только в апокрифах".

Место, где воины увидели, что Господь не сможет нести крест сам, и велели Симону Киринейскому помочь, отмечен углублением в камне, к которому мы приложились и приложили наши деревянные крестики.

Реклама

"Углубление это, по преданию, образовалось от прикосновения руки Господа, который упал здесь обессиленный, — поясняет гид. — Осужденные не несли весь крест на себе. Историки установили, что к Голгофе несли только тяжелую перекладину, к которой прибивали руки, а столб "ждал" на Голгофе. Нести крест преступника считалось унизительным для любого, особенно для иудея Симона, сыновья которого были уважаемыми людьми в Иерусалиме. Потому его помощь, пусть и по принуждению, была смелым и смиренным поступком, достойным христианина.

Стены, которые есть сейчас, построены гораздо позже, потому камень с отпечатком руки Спасителя, который прежде был под ногами, вставили в стену для поклонения верующим".

Святыня. Отпечаток Христа

Святая Вероника и Спас

Часовня святой Вероники, которая отерла своим платом пот и кровь с лица Господа, принадлежит греко-католикам.

"Когда Господа вели на казнь, все апостолы разбежались, боясь показать причастность к Учителю, — напоминает сестра Елена. — И вот Вероника, увидев, что идет окровавленный человек, подает ему платок, чтобы он мог вытереть лицо. С одной стороны, что такого сделала Вероника? Но поверьте, это был очень смелый, даже дерзкий поступок, за который Благочестивая Вероника причислена к лику святых. Больше она популярна в католичестве, но и православные очень ее чтят и любят. Смелость и дерзновение за Господа не остается Им неотвеченным.

По этому поводу я люблю вспоминать рассказ одного старенького батюшки. В атеистическое время советскую делегацию завели в храм показать шедевры архитектуры. Гид рассказывала об истории строительства, стилях, как тут подошла старушка и рассказала о чудотворной иконе в храме, да еще и посоветовала подойти помолиться. Вся делегация стала отнекиваться, поглядывая на руководителя, как вдруг один из делегатов подошел и стал перед иконой на колени. Все замерли, но дождались, пока он встанет, после чего прошли дальше. На следующий день тот человек снова вернулся к иконе. Оказалось, что в тот день он помолился за смертельно больную сестру, и она исцелилась. Этот поступок отчасти похож на поступок Благочестивой Вероники.

На ее плате осталось двухстороннее изображение Лика Спасителя. Теперь его называют "Спас нерукотворный в терновом венце" (есть еще один "Спас нерукотворный" с бородой, который остался со времен, когда он проповедовал. — Авт.)". Причем изображение это двухстороннее, что удивительно — древняя ткань была очень плотной. Плат находится в римской базилике святого Петра".

Место пророчества

Следующая остановка, которая особо запомнилась, — место обращения Христа к плачущим женщинам, которые шли за Ним.

"Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших", — рассказывает инокиня Елена. — 40 лет спустя, после того как Иисус произнес эти слова, Иерусалим и храм Соломона разрушили римляне. Война была страшная, иудеи умирали от голода просто на улицах.

Тит — главнокомандующий римлян, не хотел разрушать храм, но воины были настолько пьяны и ослеплены победой, что подожгли Святая святых. После пожара осталась только часть оградительной стены. Были попытки восстановить храм, вопреки словам Господа о том, что он будет разрушен. В VI веке один византийский император позволил иудеям восстановить свой храм. Тогда патриарх Иерусалимский пророчествовал: "Не переживайте, иудеи сами разрушат даже то, что осталось от храма". Так и случилось. Иудеи, решив отстроить храм заново, снесли все, что там оставалось, вырыли площадку, но когда начали возводить первые камни, вырвался огонь из земли и сжег всех, кто там был. После подобных попыток не делали".

Всего за 3 доллара. Терновый венец

Порог судных врат и сестрички из Украины

Рядом с храмом Воскресения Господня инокиня Елена показала нам еще одну из остановок — Александровское подворье, где в XIX веке археологи обнаружили Порог Судных Врат. Выход из древнего Иерусалима. Через этот порог переступил Иисус, идя на Голгофу, а по левую сторону в стене времен царя Ирода было обретено "игольное ушко", о котором упоминал Спаситель: "Удобнее верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому — в Царствие Небесное".

"Это место принадлежало коптам — египетским христианам, а в XIX веке его удалось выкупить русским, — говорит инокиня Елена. — Первый храм Воскресения, который построен на Гробе Господнем царицей Еленой в IV веке, включал и эту территорию. Тут сохранилось несколько колонн храма, выстроенного еще царицей Еленой. Поскольку место исторически важное, здесь не разрешали строить без раскопок".

Порог Судных Врат в Александровском подворье. Здесь последний раз зачитывали приговор Христу

Порог судных врат

"Раскопки — дело очень дорогое, а копты были бедными, — продолжает наш гид. — Русские хотели построить здесь свое консульство, ради него это место и купили. Но долго тянули, консульство построили в другом месте, а в конце XIX века решили наконец провести раскопки. Мусор вывозили за Дамасские ворота, о чем позже пожалели, потому как обнаружили остатки древней стены времен царя Ирода, арку римского императора Андриана… и Порог Судных Врат! Во времена Спасителя сюда доводили осужденного и последний раз читали приговор. Если кто-то заступался, то процессия должна была вернуться и возобновить суд (эдакая апелляция. — Авт.). Но за Господа никто не заступился, и Его повели на казнь. Кроме того, врата служили доказательством, что прежде Иерусалим располагался иначе, а Гроб Господень и Голгофа действительно были за пределами города".

Арки. И стены времен Ирода

Игольное ушко

Пролезть через "игольное ушко" — проще говоря, через узкий вертикальный проем, — можно только по одному. Не опустишь вовремя голову — и тут же ударишься макушкой об иерусалимский камень времен Ирода, а это больно. Что уже говорить о верблюде, который точно в такое "игольное ушко" не втиснется.

"На ночь ворота закрывались, и если вдруг кому нужно было войти в город, он проходил через это "игольное ушко", возле которого всегда были стражники, — поясняет инокиня Елена. — С XIX века это место принадлежит императорскому православному палестинскому обществу, первым председателем которого был великий князь Сергий Александрович, супруг Елизаветы Федоровны (причислена к лику святых). Сейчас здесь находится Александровское подворье, и служат тут сестры милосердия... из Украины! Они — смотрительницы этого места".

Проход. Через "игольное ушко"

Неусыпаемая псалтырь

Александровское подворье — единственное место на Святой Земле, где круглосуточно читают неусыпаемую псалтырь — одну из сильнейших молитв. Заказать "сорокоуст" стоит $15 за одно имя. На подворье прохладно, много икон, сестрички всегда могут ответить на ваши вопросы. Сестричество, которое было еще при Елизавете Федоровне, возобновил киевлянин — отец Роман из храма Святителя Михаила. Он получил благословение от владельцев этого места (ныне их трое, но имен не разглашают. — Авт.) вернуть традиции, которые были установлены Елизаветой Федоровной.
польский вуз на сестричество. Нам удалось пообщаться с монахиней Елизаветой, которая была сначала сестричкой милосердия и несла послушание в храме Святителя Михаила в Киеве, а потом стала монахиней, оставаясь и сестрой милосердия.

"Мне захотелось уподобиться Елизавете Федоровне, которая уподобилась Божией Матери, — рассказывает "Сегодня" монахиня. — Я закончила школу с золотой медалью, училась на факультете международной экономики и дипломатии в Польше. Мечтала о карьере. После первого курса вернулась в Киев на каникулы, и мы с мамой пришли в храм Святителя Михаила. Там я впервые увидела сестер милосердия, они мне показались ангелами! Мы стали общаться, мне захотелось быть на них похожей, и, конечно, очень впечатлили проповеди отца Романа. Он однажды сказал: "Косынка — это покров Божией Матери. Когда женщина носит косынку — ее видят ангелы, а без косынки ангелы ее не видят". И я больше косынку не снимала. Подруги и домашние были в шоке. Мама плакала: "Ты только в монастырь не уходи!". Брат вообще упрекал, что я "в секте". Здесь, в Иерусалиме, я приняла сестричество. А монашество — спустя год, в Украине. На постриг приехал только отец. Он и сообщил маме: "Я никогда еще не видел дочь такой счастливой". Теперь и мама, и папа приезжают к нам в монастырь в гости и на послушание. В Иерусалим сестричкам по благословению можно приезжать раз в год. Я здесь уже в четвертый раз, и для меня подворье — "отчий дом". Отсюда все началось и для Елизаветы Федоровны, и для меня".

Матушка Елизавета. У порога, через который переступил Господь

За помощь в организации поездки редакция благодарит наместника Киево-Печерской лавры, владыку Павла