Уроки веры: почему врагам нужны наши молитвы

21 мая 2016, 07:30
Защита своей земли и веры вменяется в праведность, а с молитвой приходит мир

В молитвах. Стремимся к человеколюбию, а не мести и вражде.

Мы знаем, что ничего не знаем, что не можем ручаться за собственный сегодняшний день и в какой момент друг может превратиться во врага. Последняя метаморфоза особенно актуальна и болезненна в последнее время. Как справиться с ненавистью, желанием отомстить, как вообще научиться прощать — мы поговорили с капелланами военных подразделений. 

КТО ВРАГ? Важно определиться с тем, кого же считать врагом. Им не является человек, у которого просто взгляды отличаются от ваших. "Враг — тот, кто ищет твоей смерти, будь то физической, финансовой или духовной, — говорит капеллан военных подразделений Владимир Доценко (последняя 95-я ДШБ). — За врага, несомненно, стоит молиться. Один из псалмов даже говорит: "Устрой мне, Господи, пир в виду врагов моих... Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится". Благословлять врага надо, чтобы у него смягчалось сердце и пропадало желание идти войной. Сегодня не единичны случаи, когда в АТО воюют родственники друг против друга. В данном случае трудно назвать этих людей врагами. Это заблудшие души. В моей жизни был подобный период, когда, встречаясь с родным братом глаза в глаза, мы даже не здоровались! Но в течение шести лет я молился за него, благословлял, но не знал, как примириться. Однажды я позвонил маме, а трубку снял брат. И хотя он даже не узнал меня вначале, мы стали говорить. Слово за слово, и как-то само собой в процессе разговора конфликт рассосался". Сейчас у нас очень теплые отношения, хотя все шесть лет я считал его врагом".

Реклама

НЕ МСТИ ЗА СЕБЯ. "Молиться за врага обязательно нужно, так завещал нам Господь, — говорит и капеллан батальона спецназначения "Святая Мария" иерей Георгий Прыгунов. — Господь завещает нам это делать, но надо различать личного врага и врага веры, твоей земли и страны. Однажды один великий воин, сразив противника, уже занес над ним свой меч, как тот плюнул в его лицо. Воин мгновенно остановился, вложил меч в ножны, развернулся и ушел. Затем тот человек нашел его и попросил объяснить столь странный поступок. "Я сражался за свою веру, за свою землю, а не за себя лично. Но после твоего поступка если бы я убил тебя, то отомстил бы за себя лично, и стал бы убийцей!" — ответил воин. Человек ушел, глубоко потрясенный. Важно не воевать за личные амбиции. Многие спекулируют на шестой заповеди "Не убий", даже приводят в пример цитаты из Писания, искажая их и вырывая из контекста. Так не стоит делать. Мы имеем совершенно ясное учение Церкви об убийстве на войне, изложенное в каноническом послании св. Афанасия Великого к Аммуну-монаху, утвержденное Шестым Вселенским собором: "В различных случаях жизни обретаем различие, бывающее по некоторым обстоятельствам. Одно и то же, смотря по времени и в некоторых обстоятельствах не позволительно, а в других обстоятельствах благовременно, допускается и позволяется. Такожде рассуждати должно и о телесном совокуплении. Блажен, кто в юности, составя свободную чету, употребляет естество к деторождению. Но аще к любострастию: то блудники и прелюбодеи подвергаются казни, возвещенной апостолам".

ПРИДЁТ ПРИМИРЕНИЕ. "Что Бог делает с нашими сердцами — одному Ему ведомо, — говорит капеллан Владимир Доценко. — И когда Всевышний проговаривает через твое сердце, ты сам понимаешь, что перед тобой не враг, нет! Перед тобой человек таков, кем он не был до этого, но изменился в силу определенных обстоятельств и может измениться вновь, к лучшему. Наступает состояние, когда на душе поют ангелы, которое проясняет все без всяких доказательств. И те, кто сегодня считают себя врагами, рано или поздно примирятся. Например, нас долго убеждали, что Германия — наш враг. Но на сегодняшний момент это государство — наши друзья и партнеры. В конце концов Бог лечит все сердца!".

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ — О ВРАГАХ И НАКАЗАНИИ: "Кто злословит отца своего и мать, того должно предать смерти"

Реклама

Капеллан Георгий Прыгунов советует внимательно вчитаться в Ветхозаветные книги, чтобы понять, насколько прежде строги были порядки: "Десять заповедей написаны в 20-й главе книги Исход. В ней же — речь Господня к народу и Моисею, и кончается последним стихом главы 28-й. Какие же правила и законы изложены в этой речи Господней, начинающейся с десяти заповедей? Читаем: "Ктo ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти (21, 12); кто злословит отца своего или мать, того должно предать смерти (15); если (чей-либо) вол был бодлив вечера и третьяго дня и хозяин его быв извещен о сем, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, а хозяина его предать смерти (29)". В той же речи Божией говорится о войне: "Если будешь слушать гласа его (ангела) и исполнять все, что скажу тебе, то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих... и истреблю их от лица вашего (23.20—23)". Вторично 10 заповедей Господь рукою Моисея излагает в 5-й главе Второзакония, и в той же речи Своей, в главе 7-й, законодатель говорит, что врагов щадить нельзя, их надо "предавать закланию". Что-то типа лозунга "Пленных не брать".

Это очень ярко показывает, насколько Ветхий завет радикальнее, чем Новый, преисполненный любви к ближнему, всепрощения, поиска мира. Мы принимаем постулаты, которые принес нам Христос, говорящий о милости, а не о мести. Сегодня пришло время испытания нашей веры. Насколько она крепка, чтобы довериться Христу и удержаться от варварских методов Ветхого завета? Следуя Новому завету, современным православным христианам нужно искать не вражды, а человеколюбия.